Чем отличается схема от кластера

Чем отличается схема от кластера

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Читайте также:  Интегрированная видеокарта что это в ноутбуке

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также:  Видео файл поврежден как восстановить

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Parking.ru как облачный провайдер имеет опыт оказания не только услуг с «обычной» надежностью, но и услуг хостинга высокой доступности, построенных на кластеризованной дублированной инфраструктуре.

Имея весомый опыт в построении таких инфраструктурных проектов, мы решили предложить его не только избранным клиентам (которые уже много лет используют эти услуги), а сделать стандартизированное предложение для всех желающих.

Parking.ru запустил целый ряд кластерных решений построенных на надежной дублированной инфраструктуре и имеющих в основе самые разные решения: от виртуальных машин до группы физических серверов. Отдельного внимания заслуживает предложение по ГЕО кластеризации в двух разных ЦОД, объединенных дублированными каналами связи.

Если рассматривать вкратце, то в рамках предложения существуют следующие типовые схемы кластеров:

Кластеры высокой доступности (High Availability cluster)

Создаются для обеспечения высокой доступности сервиса, предоставляемого кластером. Избыточное число узлов, входящих в кластер, гарантирует предоставление сервиса в случае отказа одного или нескольких серверов. Минимальное количество узлов — два, но может быть и больше.

Обычно High Availability кластер строится для Microsoft SQL server’ов, который поддерживает базы данных интернет проектов. High Availability кластер возможно построить и для Exchange систем.

Существует ещё одна разновидность High Availability SQL кластера — «зеркалирование БД» или database mirroring. Этот вид кластера не требует выделенного дискового хранилища, но для автоматического переключения в случае аварии нужен ещё один SQL сервер — следящий/witness. Такой кластер идеально подходит для WEB приложений и требует меньше затрат на создание.

Балансировка нагрузки (Network Load Balancing, NLB)

Принцип действия NLB-кластеров — распределение приходящих запросов на несколько физических или виртуальных узлов серверов. Первоначальная цель такого кластера — производительность, однако, они используются также для повышения надёжности, поскольку выход из строя одного узла приведет просто к равномерному увеличению загрузки остальных узлов. Совокупность узлов кластера часто называют кластерной фермой. Минимальное количество узлов в ферме — два. Максимальное — 32.

При размещении высоконагруженных web-проектов в режиме NLB строится ферма web-серверов на IIS 7.х

Кластеры на виртуальных машинах

Наиболее доступным и масштабируемым решением является построение кластера на основе виртуальных машин на платформе Hyper-V.

В качестве web-боксов NLB-кластера используются виртуальные машины с установленными на них Windows Web Server 2008 (IIS7.х, пользовательское приложение).

В качестве кластера баз данных используется две виртуальные машины необходимой мощности на Windows Server 2008 Standard Edition и SQL Server 2008 Standard Edition.

Отказоустойчивое единое хранилище данных на основе Storage System от NetApp или HP.

Для обеспечения бОльшей надежности все узлы кластера располагаются на различных физических серверахузлах кластера.

Масштабируемость решения достигается путем увеличения мощности используемых виртуальных машин (вплоть до 100% мощности физического сервера), а также за счет добавления новых узлов в NLB-кластер.

Читайте также:  Как читать флешку на андроиде

С использованием средств онлайновой миграции со временем возможен перенос узлов кластера на новые, более современные физические сервера без потери работоспособности и без простоя любого узла.

Данный кластер является лучшим решением в соотношении цена/качество и рекомендуется как для критичных для бизнеса приложений, так и для относительно нагруженных web-проектов (

до 30000-50000 посетителей ежедневно).

Кластеры на физических серверах

Web-проекты с нагрузкой выше 50000 посетителей, проекты со специальными требования по безопасности требуют построения кластерных решений на выделенных серверах без потерь мощностей физических серверов на виртуализацию.

Схема построения таких кластеров аналогична схеме построения кластеров на виртуальных машинах, только в качестве узлов используются выделенные физические серверы.

Геокластеры

При построении локальных кластеров единой точкой отказа системы является сама инфраструктура ЦОД. Parking.ru предлагает уникальное решение на российском рынке — построение географически распределенного кластера, узлы которого располагаются в разных ЦОДах Parking.ru.

Каждый из узлов кластера имеет независимый выход в интернет, но при этом из сети данных кластер выглядят как единый сервер с единым адресом и контентом.

«Как составить кластер»

Кластер (от англ. cluster — гроздь) — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).

3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Правила работы с кластерами:

1. Не бояться записывать всё", что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Заметим, что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание, в отдельные схемы.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы.

Ссылка на основную публикацию
Часы с функцией диктофона
Классические часы с секундной стрелкой; Цифровые часы (поддержка 12/24ч форматов, для смены формата сделайте двойной тап по цифрам); Диктофон (поддержка...
Формула vlookup на русском
Функция ВПР в Excel позволяет данные из одной таблицы переставить в соответствующие ячейки второй. Ее английское наименование – VLOOKUP. Очень...
Формула в эксель вычитаем проценты
В различных видах деятельности необходимо умение считать проценты. Понимать, как они «получаются». Торговые надбавки, НДС, скидки, доходность вкладов, ценных бумаг...
Часы с которых можно звонить детские
Ребенка, который самостоятельно посещает школу или гуляет с друзьями, подстерегает много опасностей. Решить эту проблему помогут технологичные детские умные часы...
Adblock detector