Что такое sli на материнской плате

Nvidia SLI (англ. scalable link interface , рус. масштабируемый интерфейс связи ) — технология корпорации Nvidia, позволяющая использовать мощности нескольких видеокарт для обработки трёхмерного изображения.

Содержание

История [ править | править код ]

В 1998 году компания 3dfx представила графический процессор Voodoo2, среди прочих нововведений которого была технология SLI (англ. Scan Line Interleave — чередование строчек), которая предполагала совместную работу двух чипов Voodoo2 над формированием изображения. С технологией SLI могли работать даже карты различных производителей, а также карты с разным объёмом памяти. SLI-система позволяла работать с разрешением 1024×768, что в то время казалось невозможным. Недостатками SLI от 3dfx были высокая цена (600 $) и большое тепловыделение, к тому же наблюдались проблемы чересстрочной синхронизации результирующего изображения. Однако вскоре видеокарты перешли с шины PCI на более современный AGP-порт. Так как на материнских платах этот порт был только один, то выпуск видеокарт с поддержкой SLI на время прекратился.

В 2000 году с выпуском нового чипа VSA-100 3dfx удалось реализовать SLI на AGP, но на этот раз в рамках одной платы, на которой размещались два или четыре таких чипа. Однако платы на базе SLI-системы обладали большим энергопотреблением и выходили из строя из-за проблем с электропитанием. На весь мир плат Voodoo5 6000 было продано около 200 штук, причём действительно рабочими из них оказались лишь 100.

В 2001 году Nvidia поглотила 3dfx за 110 млн $. С введением спецификации PCI-E становится вновь возможным использование нескольких графических карт для обработки изображения. В 2004 году, с выходом первых решений на базе новой шины PCI Express, Nvidia объявила о поддержке в своих продуктах технологии мультичиповой обработки данных SLI, которая расшифровывается уже по-другому — Scalable Link Interface (масштабируемый интерфейс).

Дальнейшим развитием технологии стал выход в 2006 году технологии Quad SLI, позволяющей объединить пару двухчиповых видеокарт (тогда для GeForce 7900GX2). А в конце 2007 года введена в эксплуатацию технология 3-Way SLI, позволяющая объединять в связке 3 видеокарты Nvidia.

С осени 2018 года на смену SLI пришла технология NVLink Bridge на базе NVLink. Она обеспечивает большие скорости и позволяет соединять только 2 карты. Применяется начиная с серии GeForce 20 RTX (реализована для 2080, 2080 Ti) [1] .

Принципы построения и работы [ править | править код ]

Для построения компьютера на основе SLI необходимо иметь:

  1. материнскую плату с двумя и более разъёмами PCI Express x16, поддерживающую технологию SLI;
  2. качественный блок питания мощностью минимум 550 ватт (рекомендуются блоки SLI-Ready);
  3. видеокартыGeForce 6/7/8/9/10, GT(S/X)200/300/400/500/600/700/800/900/1000/2000 или Quadro FX с шиной PCI Express;
  4. мост, объединяющий видеокарты.

Поддержка чипсетов для работы с SLI осуществляется на программно-аппаратном уровне. Видеокарты должны иметь одинаковый видеопроцессор, при этом их производитель, модель, частота ядра, частота видеопамяти, объем видеопамяти и версия VBIOS плат значения не имеют.

SLI-систему можно организовать с помощью специального мостика SLI.

Получила распространение система Quad SLI. Она предполагает объединение в SLI-систему двух двухчиповых плат (GeForce 7950GX2, GeForce 9800GX2, GeForce GTX295 или GeForce GTX 590) или четырёх одночиповых (в данном случае она именуется 4-Way SLI). Таким образом, получается, что в построении изображения участвуют 4 чипа.

Многие производители «двойных» видеокарт предпочитают писать суммарный объём локальной памяти (например, EVGA или Palit). На самом же деле такие видеоадаптеры, фактически являясь SLI-картами, могут использовать только собственную, установленную на печатной плате, память. То есть в построении изображения, например, видеокарта GeForce GTX295 сможет использовать только 896 Мб памяти. Каждый её чип имеет в своём распоряжении только половину от заявленной производителем.

Алгоритмы построения изображений [ править | править код ]

Split Frame Rendering [ править | править код ]

Изображение разбивается на несколько частей, количество которых соответствует количеству видеокарт в связке. Каждая часть изображения обрабатывается одной видеокартой полностью, включая геометрическую и пиксельную составляющие.

Аналог в CrossFire — алгоритм Scissor.

Alternate Frame Rendering [ править | править код ]

Обработка кадров происходит поочерёдно: одна видеокарта обрабатывает только чётные кадры, а вторая — только нечётные. Однако у этого алгоритма есть недостаток. Дело в том, что один кадр может быть простым, а другой сложным для обработки (но по такой логике простой и сложный кадр будет давать «фриз» и на одиночной видеокарте).

Этот алгоритм запатентован ATI во время выпуска двухчиповой видеокарты.

SLI AA [ править | править код ]

Данный алгоритм нацелен на повышение качества изображения. Одна и та же картинка генерируется на всех видеокартах с разными шаблонами сглаживания. Видеокарта производит сглаживание кадра с некоторым шагом относительно изображения другой видеокарты. Затем полученные изображения смешиваются и выводятся. Таким образом достигается максимальные чёткость и детализованность изображения. Доступны следующие режимы сглаживания: 8x, 10x, 12x, 14x, 16x и 32x.

Читайте также:  Sony колонка беспроводная большая

Всем привет, уважаемые читатели! Сегодня обсудим SLI: что это за технология, как работает, для чего нужна и что нужно сделать, чтобы воспользоваться ее преимуществами.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

История развития технологии

Первые эксперименты начали проводить еще в 1998 году, когда компания 3dfx выпустила графический ускоритель Voodoo2. Среди прочих плюшек была заявлена поддержка технологии Scan Line Interleave (чередование строк) – совместная обработка изображения двумя графическими чипами.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

На тот момент это было революционное решение – такая связка могла работать в разрешении до 1024х768, при этом могли использоваться видеокарты от разных производителей с разными техническими характеристиками.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Конечно же, такое решение имело некоторые недостатки – очень высокий уровень тепловыделения и лаги при чересстрочной синхронизации картинки. Да и цена немного «кусалась» – 600 долларов мог позволить себе выложить не каждый, даже в технически продвинутой богатой Америке.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Использование этого режима отложили в «долгий ящик» с распространением порта AGP, который пришел на смену PCI: на материнках такой порт был только один, да и особенности архитектуры не позволяли раскрыть преимущества SLI в полной мере.Экспериментам 3dfx в этом направлении мешали высокое энергопотребление SLI-систем, подключаемых через AGP, а также частое перегорание чипов из-за проблем с питанием.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

В 2001 году компания Nvidia купила 3dfx, заплатив 110 млн. долларов США. После внедрения спецификации PCI‑E, технология SLI обрела «второе дыхание»: благодаря архитектуре этого порта, использование связки из нескольких чипов для рендеринга изображения становится вновь возможно.

p, blockquote 6,0,1,0,0 —>

Несмотря на то, что аббревиатура теперь расшифровывается как масштабируемый интерфейс (Scalable Link Interface), базовые принципы почти не изменились – они только были несколько доработаны.

Логическим развитием стало внедрение в 2006 году алгоритма Quad SLI, в котором для парной работы объединяется два двухчиповых графических ускорителя (например, GeForce 7900GX2). В 2007 году анонсирована технология 3‑Way SLI, позволяющая объединить три видеокарты с чипом Nvidia.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Как сделать SLI на ПК

Для создания системы SLI, компоненты компьютера должны соответствовать определенным требованиям:

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

  • В материнских платах должна быть поддержка этой технологии и как минимум два порта PCI Express x16;
  • Видеокарты Nvidia с этим слотом подключения не старше моделей GeForce 6 или GT 200;
  • Блок питания мощностью от 550 Ватт (желательно сертифицированный как SLI Ready).

Кроме того, рекомендуется использовать мост – специальный кабель, который подключается к слотам на верхней кромке видеокарт и позволяет им передавать данные напрямую.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

При отсутствии такого мостика, графические чипы будут сообщаться через порт PCI‑E, что может замедлить работу системы.

Важный момент – используемые видеокарты должны быть обязательно построены на базе графического чипа Nvidia. Не обязательно использовать устройства с одинаковыми параметрами или одной марки, однако замечено, что связка из пары, полностью идентичных устройств, работает более эффективно благодаря синхронизации частот.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

При запуске компьютера, если вы его только собрали, потребуется установить драйвера для обоих графических ускорителей. Рекомендую пользоваться утилитой GeForce Experience – она автоматически загружает и обновляет все необходимые драйвера.

p, blockquote 13,1,0,0,0 —>

Проверить корректность работы видеоадаптеров можно через Диспетчер устройств на Панели управления в соответствующем разделе. Если драйверов нет или они не подходят, девайс будет определяться как неизвестное устройство, о чем сигнализирует значок в виде желтого треугольника с восклицательным знаком внутри.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Для настройки парной работы, следует запустить Панель управления Nvidia и перейти в раздел «Настроить SLI, Physx». В выпадающем меню выберите пункт «Максимальная производительность» и нажмите кнопку «Применить».

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

После этого экран должен несколько раз моргнуть, пока система настраивается для наиболее эффективного режима работы. Для подтверждения новых настроек нужно нажать кнопку «Применить».

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Для активации режима SLI перейдите и выберите пункт «Изменение настроек 3D» и в параметре «Режим производительности SLI» установите значение «Альтернативная обработка 2».

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

Не забывайте, что этот режим можно использовать как для всех игр сразу, так и задать отдельные параметры для каждой по отдельности во вкладке «Программные настройки».

Что дает режим SLI и какие есть альтернативы

При использовании этого режима, изображение разбивается на несколько частей, каждую из которых обрабатывает собственная видеокарта – как пиксельные элементы, так и графические.

Читайте также:  Как узнать уин гто школьника

p, blockquote 19,0,0,1,0 —>

Логично, что связка из двух мощных видеокарт гораздо лучше справится с обработкой графики в современных играх, требовательных к производительности устройства. Впрочем, и стоит это уже дороже.

Связку из двух видеокарт средней мощности можно использовать в качестве альтернативы топовому устройству – часто их покупка обходится дешевле.

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

Однако следует помнить, что в старых играх с высокими системными требованиями, поддержка режима SLI реализована отвратительно – в этом случае лучше себя проявляет один мощный графический ускоритель, чем система из двух или более слабых.

Главный конкурент этой технологии – режим Crossfire, разработанный компанией AMD и также поддерживающий только «родные» графические чипы. Важно помнить, что связку из видеокарт на базе чипов Нвидиа и АМД невозможно синхронизировать, так как принципы их работы немного отличаются.

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Советую детальнее ознакомиться с линейкой видеокарт nvidia и с тем, где находится видеокарта в компьютере. Про сравнение intel hd graphics 630 с видеокартами, можно почитать здесь (заодно, прокачаете ваши знания). И не забудьте этим постом поделиться в социальных сетях, а можете и не делиться. До завтра!

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

p, blockquote 25,0,0,0,0 —> p, blockquote 26,0,0,0,1 —>

В 1998 году компания 3dfx представила графический процессор англ. Scan Line Interleave — чередование строчек), которая предполагала совместную работу двух чипов разрешением 1024×768, что в то время казалось невозможным. Недостатками SLI от 3dfx были высокая цена ($600) и большое тепловыделение, к тому же наблюдались проблемы черезстрочной синхронизации результирующего изображения. Однако вскоре видеокарты переходят с шины AGP-порт. Так как на материнских платах этот порт был только один, то выпуск видеокарт с поддержкой SLI на время прекратился.

В 2000 году с выпуском нового чипа VSA-100 3dfx удалось реализовать SLI на чипа. Однако платы на базе SLI-системы обладали большим энергопотреблением и выходили из строя из-за проблем с электропитанием. На весь мир плат Voodoo5 6000 было продано около 200 штук, причем реально рабочими из них оказались лишь 100.

В 2001 году NVIDIA покупает 3dfx за 110 млн долларов. С введением спецификации PCI-X становится вновь возможным использование нескольких графических карт для обработки изображения. В 2004 году с выходом первых решений на базе новой шины PCI Express NVIDIA объявляет о поддержке в своих продуктах технологии мультичиповой обработки данных SLI, которая расшифровывается уже по-другому — Scalable Link Interface (масштабируемый интерфейс).

В конце 2007 года введена в эксплуатацию технология 3-Way SLI, позволяющая объединять в связке 3 видеокарты

Принципы построения и работы

Для построения компьютера на основе SLI необходимо иметь:

  1. материнскую плату с двумя и более разъемами PCI Express, поддерживающую технологию SLI (при скорости PCI-E x8 производительность упадет не слишком заметно, 5-7%, в отличие от слота x4)
  2. качественный блок питания, мощностью минимум 550 Ватт (рекомендуются блоки SLI-Ready);
  3. видеокарты Quadro FX с шиной PCI Express;
  4. мост, объединяющий видеокарты.

Поддержка чипсетов для работы со SLI осуществляется программно. Видеокарты должны принадлежать к одному классу, при этом версия

SLI-систему можно организовать двумя способами:

  1. С помощью специального мостика SLI;
  2. Программным путем.

В последнем случае нагрузка на шину PCIe возрастает, что плохо сказывается на производительности.

Получила распространение система Quad SLI. Она предполагает объединение в SLI-систему двух двухчиповых плат (GeForce 7950GX2, GeForce 9800GX2 или GeForce GTX295). Таким образом, получается, что в построении изображения работают 4 чипа. Примечание: Quad SLI пока корректно работает только в операционной системе Windows Vista, в Windows XP ее нельзя использовать из-за ограничения в ОС.

Используемая память.
Многие производители «двойных» видеокарт предпочитают писать суммарный объем локальной памяти, например (EVGA или Palit). На самом же деле такие видеоадаптеры, фактически являясь SLI-картами, могут использовать только собственную установленную на PCB память. Т.е. в построении изображении, например, видеокарта GeForce GTX295 сможет использовать только 896 Мб памяти. Каждый ее чип имеет в своем распоряжении только половину от заявленной вендором.

Процессорозависимость
Связка из видеокарт SLI изначально является довольно производительным решением, например из пары GeForce GTX260. Но тут возникает проблема процессорозависимости, т.к. многие современные игры очень интенсивно используют ЦП, также как и сам SLI. Поэтому, чтобы связка SLI полностью раскрыла свой потенциал, необходим соответсвующий мощный процессор с высокой тактовой частотой; в противном случае прироста от использования SLI будет намного меньше ожидаемого.

Читайте также:  Как сделать круглое отверстие в стене

Алгоритмы построения изображений

Split Frame Rendering

Изображение разбивается на несколько частей, количество которых соответствует количеству видеокарт в связке. Каждая часть изображения обрабатывается одной видеокартой полностью, включая геометрическую и пиксельную составляющие.

Аналог в CrossFire — алгоритм Scissor

Alternate Frame Rendering

Обработка кадров происходит поочередно: одна видеокарта обрабатывает только четные кадры, а вторая — только нечетные. Однако у этого алгоритма есть недостаток. Дело в том, что один кадр может быть простым, а другой сложным для обработки.

Этот алгоритм, запатентован ATI во время выпуска двухчиповoй видеокарты.

SLI AA

Данный алгоритм нацелен на повышение качества изображения. Одна и та же картинка генерируется на всех видеокартах с разными шаблонами сглаживания. Видеокарта производит сглаживание кадра с некоторым шагом относительно изображения другой видеокарты. Затем полученные изображения смешиваются и выводятся. Таким образом достигается максимальные четкость и детализованность изображения. Доступны следующие режимы сглаживания: 8x, 10x, 12x, 14x, 16x и 32x.

Аналог в CrossFire — SuperAA.

См. также

Ссылки

Литература

  • Алексей Горбунов, Николай Арсеньев. Двойной форсаж. Тестирование технологий CrossFire и SLI.Игромания №3 (2007).
  • Михаил Прошлецов. 3dfx: от звезд к терниям и новое рождение старых технологий
  • Николай Жогов. С удвоенной силой. Обзор технологий NVIDIA SLI и ATI CrossFire. ЛКИ №4 (2008).

Чипсеты
материнских
платСемейство GeForceGeForce 8200 • 9-series • IONСемейство nForcenForce 220 / 415 / 420 • nForce2 • nForce3 • nForce4 • nForce 500 • nForce 600 • nForce 700ТехнологииESA • EPP • LinkBoost • MXM • MCP • SoundStorm • SLIГрафические
процессорыРанниеNV1 • NV2Семейство RIVA128 • TNT • TNT2Семейство GeForce 256 • GeForce 2 • GeForce 3 • GeForce 4 • GeForce FX • GeForce 6 • GeForce 7 • GeForce 8 • GeForce 9 • GeForce 100 • GeForce 200Рабочие станции и HPCQuadro • (Plex • CX) • TeslaТехнологииSLI • PhysX SDK • ПрочееКонсолиNV2A (Xbox) • PlayStation 3)Портативные устройстваTegraДрайверы / ПОForceWare • System Tools • nView • Gelato •Приобретения3dfx Interactive •

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «SLI» в других словарях:

slīþa- — *slīþa , *slīþaz, *slīþja , *slīþjaz germ., Adjektiv: Verweis: s. *sleiþa s. sleiþa ; … Germanisches Wörterbuch

SLI — may stand for: Single Line Interface*Scalable Link Interface, NVIDIA s method for connecting 2 or more video cards together to produce a single output. *Scan Line Interleave, 3dfx s method for connecting 2 or more video cards together,… … Wikipedia

SLI — ist die Abkürzung für: Aerolitoral, den ICAO Code einer mexikanischen Fluggesellschaft Scalable Link Interface, eine Technik, die den multiplen Betrieb von PC Grafikkarten des Herstellers NVIDIA ermöglicht Scanline Interleaving, eine Technik, die … Deutsch Wikipedia

slı̏ka — slı̏k|a ž 〈D L slı̏ci, G mn slîkā〉 1. <<001f>>umjetničko djelo izrađeno u bojama, u dvije dimenzije na plošnoj podlozi (na platnu, papiru, drvu, staklu i sl.) 2. <<001f>>razg. a. <<001f>>fotografija [albumi za ∼e] b. <<001f>>prizor na TV ili… … Veliki rječnik hrvatskoga jezika

slı̏ti — (što, se) svrš. 〈prez. slı̏jēm (se), pril. pr. slîvši (se), prid. trp. slìven〉 1. <<001f>>(što) a. <<001f>>uliti kakvu tekućinu u što b. <<001f>>popiti c. <<001f>>lijevanjem napraviti ili spojiti 2. <<001f>>(se) a. <<001f>>izliti se b.… … Veliki rječnik hrvatskoga jezika

sli — sli·go; sli·mi·cide; … English syllables

slīþja- — *slīþja , *slīþjaz germ., Adjektiv: Verweis: s. *sleiþa s. sleiþa ; … Germanisches Wörterbuch

SLI — SLI, Scan Line Interleave … Universal-Lexikon

slı̏h — m rij. mast koju luči uho; ušna mast, ušna smola … Veliki rječnik hrvatskoga jezika

slı̏na — slı̏n|a ž 〈G mn slînā〉 fiziol. 1. <<001f>>tekućina koju izlučuje žlijezda slinovnica da bi se održala vlažnost usta te olakšalo žvakanje i gutanje [gutati ∼u, pren. biti uzbuđen; cure mi ∼e, pren. naslađujem se željom za čim] 2. <<001f>>pljuvačka … Veliki rječnik hrvatskoga jezika

šlı̏c — m 〈N mn šlìcevi〉 reg. prorez na odjeći (sprijeda u visini bedara na hlačama, sprijeda i straga na ženskim suknjama i haljinama); rasporak ✧ <<001f>>njem … Veliki rječnik hrvatskoga jezika

No related posts.

9726552