Эквалайзер для голоса идеальный

Эквализация, пожалуй, самый популярный эффект для обработки голоса. Также это один из эффектов, которым часто злоупотребляют. При неправильной настройке, конечный результат эквализации может звучать даже хуже, чем без её использования.

Прежде чем начать, отметим несколько важных моментов:

  • Масштаб изменений по dB-шкале EQ-плагинах, как правило такой, что легко можно поднять +12 dB в определенном диапазоне, в то время, как +- 6 dB – это максимум на который я бы рекомендовал поднимать/опускать частоты в определенном диапазоне;
  • Изменение частот ниже 100-150Гц или выше 11-12кГц обычно не влияет на голос;
  • Все голоса имеют разную частотную характеристику, и чтобы получить нужный эффект, для каждого голоса следует использовать индивидуальные настройки эквалайзера;
  • Усиление низких частот не делает голос глубже (этого эффекта можно добиться небольшим на -10-20 центов изменением тона в pitch shifter). Но усиливая низкие частоты мы можем сделать голос «теплее»;
  • При эквализации нужно учитывать, что каждый микрофон имеет свою частотную характеристику, также присутствие поп-фильтра действует как Hi-Shelf фильтр -3dB от 6000 Нz (т .е. попросту немного глушит голос);
  • Также важно положение диктора у микрофона; Это важная тема, которую мы отдельно рассмотрим в следуйющих статьях;
  • Настройки эквалайзера должны зависить и от того, какую обработку сигнала в ФМ-процессоре использует радиостанция;
  • Если вы регулярно переключаетесь между мониторами и наушниками в течении нескольких минут у вас могут возникнуть проблемы с восприятием высоких частот (как правило в наушниках, особенно полюбившихся Beyerdynamic DT770, Senheisser HD580-600-650 все звучит ярче).

Есть несколько упражнений, которые помогут вам научиться определять, какие частоты нужно корректировать для получения нужного результата. Конечно, можно использовать анализатор частотного спектра, но для отдельной составляющей микса, а именно — голоса, по анализатору практически невозможно точно определить «проблемное» место .

Эквализация голоса. Тренируем слух

Для начала найдем голос, который будет служить нам образцом. Если вы озвучивали рекламные ролики, лучше использовать свой голос, так как он хорошо вам знаком. В противном случае, найдите диктора, который занимается озвучкой. Важно, чтобы это был «сырой» голос, полученный сразу после микрофона и предусилителя, без ощутимой эквализации и компрессии.

Запишите 60-ти секундный ролик в информационной, спокойной манере, без явных эмоциональных «всплесков» и выкриков. Теперь нужно подобрать для ролика музыкальную подложку из продакшн библиотеки. Так как мы только тренируемся, и ролик не пойдет в эфир, можно использовать в качестве подложки проигрыш песни или любой инструментальный трек. Главное, чтобы в выбранном фрагменте нет преобладания низких, средних или высоких частот, а сам трек не был слишком громким (рекомендуется общий RMS -12 dB, измерение RMS — в Sound Forge: выделить плотный фрагмент фонограммы 20-30 сек, Меню -> Статистика)

Теперь пропустите голос через эквалайзер и наложите музыкальное сопровождение. Установите нужный баланс громкости между треками. Как правило, голос – 0dB, фонограмма, для начала — -9dB. Сбросьте все настройки эквалайзера. Низкие частоты оставим на потом, займёмся средними и высокими. Вам необходимо настроить высокие частоты (около 10кГц) на треке с голосом таким образом, чтобы звук «С» не выделялся на фоне барабанных тарелок и других высоких звуков в музыкальной подложке. Максимально повысьте частоты в районе 10кГц, а затем верните настройки к нулю, чтобы почувствовать диапазон вашего эквалайзера. Затем снова начните изменять настройки, до тех пор пока высокие частоты голоса и музыкального отрывка не совпадут.

Когда добьётесь баланса, переходите к регулировке средних частот (около 5 кГц). Установите их таким образом, чтобы голос был хорошо слышен на фоне духовых, ударных и основных инструментов в музыкальном треке. Изменяйте настройки до тех пор, пока не получите комфортное звучание.

После того, как вы добьетесь частотного баланса между голосом и с музыкой, прослушайте голос без музыки. Отключайте и включайте эквалайзер, чтобы почувствовать разницу. Вначале, вам может показаться, что высокие и средние частоты звучат слишком резко, но скорее вы близки к настройкам, которые обычно используют при обработке голоса, наложенного на музыку. Сохраните голосовую дорожку с эквалайзером в отдельный файл и используйте его как образец.

Теперь возьмите голосовые дорожки других дикторов, с которыми вам приходилось работать. Поместите все записи на одну дорожку без какой-либо обработки. Сначала прослушайте образец голоса с обработкой, который вы сделали ранее, а затем воспроизведите первый необработанный голос и постарайтесь подогнать настройки эквалайзера под образец. (Опять же, не трогая нижние частоты, работая только со средними и высокими).

Обратите внимание на настройки эквалайзера и запишите их. Затем, сбросьте все установки EQ и приступайте к обработке следующего голоса. Не подсматривая в предыдущие настройки. Снова запишите получившиеся результаты.

Читайте также:  Как перезапустить браузеры для savefrom

Обработав таким образом все голоса, вы увидите, что ваши записи отличаются друг от друга. Как мы уже говорили, разные голоса имеют разные частотные характеристики. Отметьте для себя, в каком голосе преобладают высокие частоты, в каком средние.

Процесс обработки голоса эквалайзером большей частью состоит из регулировки средних и высоких частот. Обрезка нижних частот нужна только в случае, если диктор читал текст близко к микрофону. Также нужно помнить, что регулировать низкие частоты можно понижая или повышая уровень других частот.

Обращайтесь к своим заметкам каждый раз, когда вы начинаете редактировать новый голос. Прослушивайте сохранённый образец, прежде чем корректировать голосовую дорожку. В конце концов, вы научитесь определять приблизительные настройки для любого голоса, и ваш слух станет замечать разницу между голосами для подборки правильной эквализации.

Что касается низких частот. Когда вы записываете голос и слышите, что их не хватает, предложите диктору читать текст ближе к микрофону. Если у диктора взрывная «П», попросите наоборот отодвинуться и добавьте низких частот на эквалайзере. Уделите этому моменту особое внимание, иначе очень легко сделать хороший голос «грязным» еще во время записи.

Некоторые голоса изначально хорошо звучат на фоне музыки и не требуют эквализации. Другие наоборот требуют достаточно большого подъёма средних частот, чтобы добиться подходящего звучания. Примером этого могут служить многие женские голоса.

Внимательно слушайте рекламные блоки вашей станции и оценивайте, как звучат в эфире ролики, в которых вы использовали новые настройки эквалайзера. Не выделяются ли они на общем фоне, не выбиваются ли из эфира?

  • Если есть какое-то несоответствие в высоких или слишком много средних частот, то вам стоит вернуться к первому упражнению и снова попытаться сделать файл-образец, но уже с другой музыкальной подложкой.
  • Если в ролике будет музыкальное сопровождение, обрабатывать голос нужно только в сочетании с подложкой.
  • Если по сценарию в ролике будет звучать только голос диктора, вы можете отключить настройки, которые обычно используете при изготовлении роликов с музыкой.

Часто у начинающих звукорежиссеров возникает вопрос, есть ли способ один раз настроить эквалайзер так, чтобы больше к этому не возвращаться. Если вы работаете с разными дикторами, вам придется учитывать особенности каждого голоса и регулировать настройки эквалайзера.
Все голоса имеют разную частотную характеристику, и чтобы получить нужный эффект, для каждого голоса следует использовать индивидуальные настройки эквалайзера; Для начало необходимо сделать 4 пресета: мужской низкий/высокий, женский низкий/высокий.

Чем чаще вы практикуетесь в обработке голоса, тем быстрее научитесь подбирать правильные настройки эквалайзера. Слушайте профессионально записанные ролики и старайтесь добиться похожего звучания. Хорошо изучите эквалайзер, который вы используете в работе. В конце концов, вы научитесь делать частотные изменения голоса до того, как вы услышите сам трек.

В следующей статье мы подробнее рассмотрим вопрос о графическом и параметрическом эквалайзерах, а также обсудим их различия и преимущества.

Руководитель крупнейшей в России музыкальной библиотеки для рекламы РИО Продакшн (BMRU).

Суть тембровой коррекции в понимании того, что нужно выделить или отсечь из существующего сигнала для последующей работы. Аудиоинженер должен грамотно ним управлять и получать требуемый результат.

Рассмотрим особенности эквализации в двух областях спектральных составляющих звука: в голосе и музыкальном сопровождении.

Голос

Спектр голоса разделяется на три основные полосы, соответствующие таким речевым компонентам, как основа, гласные и согласные. Голосовая основа располагается между 120 и 300 герцами. На участок 63-500 Гц приходится немногим более половины всей энергии голоса. Поэтому правильная передача основы — это главная часть качественного звука.

Гласные звуки проводят также большую энергию и занимают диапазон 300-2000 Гц. Согласные располагаются на полосе 1500-8000 Гц. И хоть у них энергия всего лишь 5%, именно они определяют основную разборчивость голоса. Процентное отношение разборчивости голоса:

  • диапазон 63-500 Гц — 5%
  • участок 500-1000 Гц — 35%
  • на диапазон 1-8 кГц приходится 60%.

Снизив энергию низких частот и повысив уровень диапазона 1-4 кГц, можно увеличить ясность и разборчивость голоса. Однако, грубое вмешательство в тембровку может вызвать следующие возможные следствия:

  • поднятие АЧХ в диапазоне 100-300 Гц делает вокал громозвучным
  • вырезав участок 150 — 500 герц возникнет пустота и неосновательность
  • снижение энергии на полосе 500-1000 Гц повлечет излишнюю жесткость
  • поднятие спектра в пределах 3 кГц придаст голосу металлическую гнусавость
  • снижение усиления на частотах 2-5 кГц приведет к снижению разборчивости, голос станет безжизненным
  • поднятие диапазона 4-10 кГц приведет к свисту и возникновению «акустического песка».

Читайте также:  Можно ли заморозить водку

Управление параметрикой эквалайзера

Зная как правильно регулировать различные участки голосового спектра частот, можно уверенно управлять тембром голоса певцов, корректировать дикторскую речь, четче прояснять манеру исполнителя. Что выделяют следующие частоты:

  • 80-125 Гц — додают певцам, поющим в басовом регистре чувственности
  • 120-300 Гц — звуковая основа
  • 315-500 Гц — важны для качественности звука
  • 630-1000 Гц — придают естественности звучания (чрезмерное поднятие образует телефонный звук)
  • 1.2-4 кГц — подчеркивают манеру исполнителя
  • 5-8 кГц — важны для разборчивости
  • 1.2-8 кГц — для придания чистоты
  • 5-16 кГц — чрезмерное усиление приведет к свисту.

При этом заметим, что увеличенный уровень звучания в диапазоне 1-4 кГц быстро утомляет слух.

Инструменты

Микшированием инструментов занимаются искусные звукорежиссеры. Каждый инструмент имеет настолько богатый звук, что бывает невероятно сложно его передать в полном естестве от близко расположенного микрофона.

Рассмотрим диапазоны частот, что они делают со звучанием фонограммы, и что мы при этом чувствуем:

  • 1-50 Гц — придают музыке мощности.
  • 80-125 Гц — чрезмерное усиление создает бум-эффект
  • 160-250 Гц — избыток лишает музыку мощности, но они необходимы для звучания фонограммы; на 160 герц расположена звуковая основа басовых инструментов
  • 300-500 Гц — здесь располагается звуковая основа перкуссионных и струнных инструментов
  • 400-1000 Гц — создают естественность звучания; избыток частот образует трубоподобное звучание
  • 800-4000 Гц — выделяют каждый отдельный инструмент; чрезмерность утомляет слух
  • 10-20 кГц — их усиление истончает звук
  • 4-10 кГц — регулируют разборчивость перкуссии
  • 5 кГц — придает звучанию прозрачности, создает эффект отдаленности
  • 80-20 кГц — с ними ассоциируется качество записи; избыток приводит к ломкости звучания.

Всегда нужно контролировать выделение того или иного инструмента по отношению к вокалу.

Для правильной настройки эквалайзера обычно нужно не более 3 минут. Во все современные проигрыватели для телефона и ПК встроен эквалайзер. В таких эквалайзерах почти всегда есть готовые настройки (пресеты), например: для наилучшего звука, при воспроизведении рок, рэп и другой музыки. Для идеального звука 😎 нужно делать правильную, в вашем понимании, ручную настройку звука – на основе готового пресета.

ЛУЧШИЙ ХОСТИНГ 2023

14 лет дарим людям удовольствие от работы с хостингом

⭐ Есть бесплатный тариф
⭐ Бесплатный SSL сертификат
⭐ Автоматическое резервное копирование
⭐ Быстрая техническая поддержка.

Я, давно не пользующийся эквалайзерами, вспоминаю и вникаю в тему 😀

Так как лучше всего выставить настройки эквалайзера для лучшего звучания? Самый лучший звук можно получить, используя общую инструкцию по настройке эквалайзера и немного докрутить настройки вручную. Важно учитывать особенности устройств (наушники, колонки, пр.), которые вы используете, и понимать характер звука, который вы хотите получить.

Виды, настройки, полосы эквалайзера 📊

Теоретическая часть

Что такое эквалайзер? Основные моменты

Эквалайзер – это устройство или программа, позволяющее регулировать громкость отдельных зон частотного диапазона. Если говорить точно, то регулируется амплитуда сигнала, однако это и есть громкость. То есть, эквалайзер позволяет подчеркнуть или, наоборот, приглушить определённые диапазоны частот в слышимом спектре, меняя конечную АЧХ (амплитудно-частотную характеристику).

Физические эквалайзеры (устройства) используются в процессе звукозаписи. На том или ином этапе записи и сведения музыки «участие» эквалайзера практически неизбежно. Иногда нужно подчеркнуть или замаскировать особенности голоса вокалиста, придать определённый окрас инструменту и так далее.

Программные эквалайзеры чаще всего используются уже во время прослушивания музыки. Да, на студиях они тоже имеются, но редко бывают основными. Такой программой можно скорректировать огрехи звучания своих наушников или колонок. Но, конечно, многие используют их, чтобы получить какой-то особый окрас музыки, который нравится именно им.

Не стоит забывать, что использование эквалайзера меняет звук в сторону неестественности. И чем более активно он «выкручивается», тем более искажений появляется в звуке: голоса становятся ненатуральными, инструменты «синтетическими», сцена сужается или совсем искривляется.

Лично я не использую эквалайзеры. По крайней мере, теперь. Все начинали с басовых «затычек» и выкручивания уровня НЧ. Лучше приобрести качественные наушники и источник, и слушать музыку так, как она задумывалась, чем добавлять какую-то «отсебятину». 😉

Однако, это верно во многом для качественных записей и исходных файлов. То есть, если музыка записана на хорошей студии с участием профессиональных музыкантов и звукоинженеров, то лучше не трогать ползунки (частоты) эквалайзера. Но, если сама музыка изначально синтетическая, записана на полудомашней студии (или около того), то её можно и подправить.

Эквалайзером логичнее исправлять «косяки» записи, наушников, источника и так далее. Когда явно слышны эти проблемы. А вот просто «наваливать басы» или «срезать высокие» без слышимой причины не рекомендую.

Читайте также:  Как установить шагомер на айфон

Это портит не только саму музыку, но и её восприятие в долгосрочной перспективе: качественно сведённые и записанные композиции могут начать звучать «неправильно». А это уже дурной вкус. 😉 Конечно, восприятие музыки – это дело субъективное и нельзя устанавливать чёткие правила: так слушать – правильно, а иначе – ересь.

Какие бывают эквалайзеры?

Эквалайзеры делятся на 2 основных вида: графические и параметрические. Это относится и к физическим, и к программным решениям. Цифровой эквалайзер (любого типа) обычно имеет больше возможностей настройки, обработка ведётся математически правильными методами. Аналоговые же эквалайзеры работают иначе: они привносят довольно много изменений в музыку, но, как многие считают, могут придавать особый «живой» оттенок.

Мы не будем подробно останавливаться на аналоговых физических эквалайзерах. Они в основном используются на студиях или в системах некоторых аудиофилов. Будем рассматривать именно цифровые решения.

Графический цифровой эквалайзер

Графический эквалайзер – самый распространённый вид, представляет из себя набор полос (частот) с возможностью регулировки в + и — несколько дБ. Настроить графический эквалайзер довольно просто: достаточно выбрать какие частоты нужно отрегулировать и передвинуть соответствующие ползунки.

Параметрический эквалайзер – инструмент для более точной настройки. Тут уже не просто есть возможность прибавить или убавить громкость на определённых отрезках диапазона, но можно более детально настраивать некоторые параметры. Настройка параметрического эквалайзера сводится к выбору конкретной частоты, отстройке добротности (зоны вокруг этой частоты, которая будет настраиваться) и, собственно, регулировки громкости выбранного диапазона.

Параметрический цифровой эквалайзер

Что такое полосы эквалайзера? Сколько их должно быть?

Полосы обычно свойственны графическим эквалайзерам (на параметрических больше «крутилок» или других визуальных элементов) и отображают фиксированную частоту, настройка которой (точнее, диапазона вокруг) производится. Соответственно, чем больше полос, тем точнее можно произвести настройку.

Например, многие профессиональные графические эквалайзеры (в том числе и аналоговые) имеют 31 полосу.

Настройка 13 полосного эквалайзера не сильно отличается от 10 полосного. Просто на 3 полосы больше. Но кто сказал, что именно они понадобятся? Иногда большое количество полос наоборот смущает. Пока выведешь тот «рецепт» нужного звука… А окажется, что в итоге регулировал всего 4-5 полос. Поэтому нельзя однозначно сказать, что полос у эквалайзера должно быть 6, 10, 13, 31 и так далее. Всё зависит от конкретного жанра или композиции под которые регулируется звук.

Как упоминалось выше, больше всего смысла в использовании эквалайзера при прослушивании (а не создании) музыки – на простых популярных синтетических жанрах. А там чаще всего и не нужно много полос. Будет достаточно 5-6. А кому-то и пары хватит, лишь бы были на басу (поднять) и на ВЧ (опустить). 😉

  1. Настройка эквалайзера. Инструкция для наушников и ВСЕХ устройств. ⭐
    1.1 Настройка эквалайзера – видео.
    1.2 Какие настройки эквалайзера лучшие/идеальные?
    1.3 Какой эквалайзер самый оптимальный/простой/лучший?
    1.4 Как пользоваться эквалайзером и как он работает?

1. Как правильно настроить эквалайзер — инструкция

Для всех устройств, всех жанров музыки и слушателей

Настройка звука с помощью эквалайзера сейчас возможна на любом устройстве, будь то ПК, ноутбук, телефон, плеер, телевизор и так далее.

Как настроить эквалайзер — краткая инструкция:

  1. Заходим в настройки эквалайзера (обычно пункт в настройках звука)
  2. Включаем его.
  3. Выбираем готовую настройку. Пресет под свой жанр музыки (рок, поп, джаз, хип-хоп, электроника).
  4. Вручную передвигаем частотные регуляторы. Под свой вкус для лучшей настройки под свой вкус.
  5. Сохраняем созданную настройку.

Обычно эквалайзер встроен в конкретный программный проигрыватель. Также аудио эквалайзер может быть системным или в виде отдельной программы (приложения).

  • Если звуковой эквалайзер встроен в плеер, то искать его следует именно в настройках проигрывателя. В 90% случаев он под рукой, далеко «рыть» не придётся. В таком случае звук настраивается только в рамках воспроизведения музыки с конкретного плеера.
  • Системный эквалайзер позволяет настроить звук всей (неожиданно 😉 ) системы. То есть регулировка затронет все звуки и музыку в этой среде (Windows, iOS, Android и т. д.) на конкретном устройстве. Будет работать «поверх» всех плееров.
  • Отдельный эквалайзер сродни системному, но чаще всего имеет больше настроек и вариантов работы. Он может регулировать звук всё время, пока включён, вне зависимости от того, какой проигрыватель вы используете. Зачастую есть возможность не «трогать» системные звуки, запускаться вместе с плеером и так далее.

Пример настройки эквалайзера в Samsung Galaxy S8:

9726552