В Интернете много статей по оцифровке 8мм фильмов. В последнее время разработано много способов, о чем подробно рассмотрено на сайтах, например, Сергея Петрова и http://www.ixbt.com/divideo/8mm.shtml. Очень много информации на профильном форуме сайта ixbt.com: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.
На сегодняшний день самым перспективным способом оцифровки 8 мм фильмовв домашних условиях — это покадровое сканирование или пересъемка. Этот способ обеспечивает получение наиболее качественной цифровой копии фильмов. До недавнего времени этот прием был очень трудоемким и затратным. Однако технологии не стоят на месте.
На сегодня существует несколько способов реализации покадрового сканирования или покадровой съемки 8 мм фильмов. Все они сводятся к одному — это получить цифровое изображение каждого кадра фильма. И уже после этого с помощью программы, например, VirtualDub преобразовать группу изображений в фильм с последующей редакцией в видеоредакторах с добавлением титров, музыки и прочих достижений видеоиндустрии, которые не были доступны в эпоху 8мм пленки.
В домашних условиях наиболее приемлемыми являются способы, которые основаны на использовании кинопроектора и устройства видеозахвата. Если Вы посетили указанные ссылки, то Вы уже в курсе, что надо доработать, прежде всего, кинопроектор. Способов переделки кинопроектора описано много. Рассмотрим еще один. Но сначала остановимся на теории вопроса.
Выбор способа и методики пересъемки пленки
После изучения опыта по решению вопроса покадровой пересъемки пленки и анализа своих возможностей было принято решение изготовить устройство с ипользованием кинопроектора «Русь» и WEB-камеры. Это устройство необходимо подключить к USB-разъему компьютера. Необходимое программное обеспечение должно в нужный момент захватывать изображение, полученное с WEB-камеры, и сохранять картинку на жестком диске с автоматичеким присвоением нового имени, чтобы не происходила перезапись одного и того же файла. Рассмотрим подробнее весь процесс на графике.
Сначала идет вращение основного вала кинопроектора, в процессе которого пленка продвигается в фильмовом канале с помощью грейфера. Когда кадрик пленки установлена в кадровом окне, зуб грейфера выходит из зацепления с пленкой. В этот момент и происходит остановка вращения вала. Во время паузы неподвижное изображение передается на WEB-камеру, формируется команда программе на захват изображения и производится запись этого изображения на жесткий диск компьютера. Время паузы зависит от быстродействия компьютера и его комплектующих. Использовался компьютер на основе двухядерного процессора Intel Core2 E6550 Duo 2,33Ghz, ОЗУ 2Gb, видеокарта NVIDIA GeForce8500 GT 1Mb. Для нормальной и стабильной работы понадобилось около 0,5 сек.
Почему в качестве устройства для захвата изображения была выбрана WEB-камера?
Сначала определимся с минимально целесообразным размером сохраняемых изображений кадриков пленки. Размер кадрика пленки N8 составляет 4,7×3,55 мм, а 8S — 5,69×4,12 мм. Из всех имеющихся у автора был выбран объектив, который обладает самой высокой разрешающей способностью. Максимальная разрешающая способность объектива, который был выбран из того, что было, составляет не более 60 линий/мм. Таким образом, для кадра S8 объектив способен «рассмотреть» 60х5,69 = 341 линия по горизонтале, что эквивалентно 682 пикселям, и 60х4,12 = 247 линий, что эквивалентно 494 пикселям. Таким образом, необходимо устройство с матрицей 336908 пиксей, или, более понятно, в чуть больше 0,3 мегапикселей. Соотношение сторон кадрика составляет примерно 4/3. Самое близкое стандартное разрешение матрицы 640х480 пикселей. Это разрешение матрицы для кадрика пленки N8 даже превышает возможности нашего объектива.
Сразу оговоримся, что это самые «оптимистические» рассчеты. На самом деле все гораздо хуже, и реальный результат гораздо ниже. Это связано с многими факторами. Прежде всего, пленка проявлялась в домашних условиях с нарушением некоторых температурных, химических и других процессов, хранилась не в идеальных условиях и не один десяток лет, поменяла более десятка квартир. Больше повезло тем, кто имел возможность проявить пленку в специальных лабораториях. Но это было дорого с финансовой точки зрения, да и таких лабораторий, по нашей информации, в СССР было не больше десяти на всю страну. Но это уже дела минувших дней.
Следующим параметром устройства для видеозахвата, на который многие не обращают внимание, является динамический диапазон или фотографическая широта матрицы. Или, говоря проще, способность распознавать градации света и цвета. В нашем случае, как ни странно, лучших результатов удалось получить с помощью WEB-камеры Ritmix RVC-007M. Применение более «крутых» устройств, к сожалению, лучших результатов не дал.
В хозяйстве у фотографа, который занимается этим уже более полувека накопилось очень много различной фотоаппаратуры. Естественно, был соблазн просто снимать каждый кадр цифровым фотоаппаратом. Но. И это «НО» огромное. Во-первых, фотоаппарат обладает определенным ресурсом. Например, Nikon D90 имеет гарантированный ресурс 150000 срабатывания затвора. Это примерно 2,5 часа фильма. С финансовой точки зрения не очень разумное решение. Во-вторых, быстродействие, например, более дешевого фотоаппарата, у которого затвор не механический, очень мало. Иногда процесс сохранения занимает несколько секунд. Это еще одна причина, почему выбор пал на WEB-камеру.
Ну и в качестве дополнения. Качество Вашего результата зависит не только от качества и возможностей Вашей аппаратуры. Хотя это изначально необходимо. Но и от многих других факторов. Например, часто неправильно выбранный кодек для сохранения видеоматериалов и его настройки приводят к неутешительным результатам.
Эти рассуждения не являются догмой. Они вызваны тем, что имеется в наличии у автора. Возможно у Вас больше возможностей. Для принятия решения Вы сможете воспользоваться моими методиками. Если у Вас есть возможность использовать в своем устройстве более качественные и с бóльшими возможностями устройства, используйте их. Но помните о всех возможных проблемах.
Читайте также: Почему не скачивается ютуб
Аппаратура для покадровой пересъемки 8 мм фильмов
В наличии имеется кинопроектор «Русь». С него и начнем. Переделке подлежат механика, электрическая часть и оптическая схема.
Переделки механики и электроники кинопроектора «Русь»
Для управления собираем простую электрическую схему.
Двигатель кинопроектора не обладает необходимой стабильностью и обладает недостаточным усилием при пуске, имеет большие габариты и массу при сомнительных достоинствах. Убираем его вместе с центробежным вентилятором. Разбираем весь механизм обтюратора и грейфера. Разбираем обтюратор, снимаем заслонки обтюратора, и вместо него устанавливаем подходящую шестерню от струйного принтера. В качестве донора подошел вышедший из строя Epson Stylus C79. Шестерню необходимо доработать вырезав в центре отверстие диаметром около 24 мм. Собираем все в обратном порядке.
Из этого же принтера используем один из электродвигателей M1, на валу которого уже установлена шестерня. Двигатель M1 устанавливаем на кронштейн так, чтобы можно было регулировать натяжение зубчатого пассика от того же принтера. Двигатель рассчитан на 24 вольта. С трансформатора проектора можно получить после выпрямления около 16 вольт, что, как оказалось, вполне достаточно для устойчивой работы нашей конструкции.
На конце вала устанавливаем кулачек, который изготавливаем из одной из шестеренок принтера. Под этот кулачек закрепляем в нужном месте переключающую контактную группу S6, которую мы сняли ранее. Эта контактная группа использовалась для совместной работы с синхронизатором звука. Переключение этой контактной группы происходило через каждые 4 кадра. После переделки контактная группа S6 переключается с каждым кадром.
Для включения и выключения электродвигателя M1 используем мощный полевой транзистор VT1 CEP6060. Донором для транзистора послужил один из блоков питания компьютера. Для связи с компьютером используем обычную компьютерную мышь, предварительно избавившись от всего лишнего: корпуса, колесика и прочего. Все зависит от конкретной конструкции мыши. Параллельно контактам левой кнопки мыши подпаиваем нормально разомкнутые контакты реле. Плату мыши закрепляем внутри корпуса проектора. Собираем все остальные элементы электросхемы навесным монтажем.
Удаляем элетролампочку вместе с креплением и отражателем. Вместо нее устанавливаем светодиодный осветитель. Можно использовать светодиоды белого свечения мощностью 1-10 ватт. Вначале использовался светодиод HL2 мощностью 10 ватт. Но практика показала, что этого много, и был применен светодиод мощностью 3 ватта.
Питание светодиод получает через резистор R3 и переменный резистор R4, который до переделки регулировал скорость вращения электродвигателя. Сам светодиод крепим к радиатору. В качестве радиатора послужил алюминиевый уголок. Между светодиодом и кадровым окном крепим матовое оргстекло, которое позволяет обеспечит более равномерное освещение.
Для дополнительного охлаждения на заднюю крышку проектора через разъем установлен компьютерный вентилятор M2. Чтобы вентилятор не упирался в детали проектора, на задней крышке пришлось удалить частично выступ, в нише которого был установлен тумблер переключения интенсивности освещения. Этот тумблер S1 устанавливаем в просверленное отверстие на передней стенке проектора. Теперь он служит для включения общего питания. Правее штатных переключателей устанавливаем переключатель режимов работы S5. Рядом устанавливаем светодиодный индикатор HL1 наличия питания. Переключатели S2, S3 и S4 — штатные кнопки проектора.
Схема работает следующим образом. При включении питания на выходе выпрямителя Br1 устанавливается напряжение около 18 V. При нажатии на штатную кнопку проектора «Вперед» или «Назад» производится перемотка пленки. При включении выключателя S5 и одной из кнопок S2 или S3 двигатель получает питание, пока не произойдет переключение от кулачка контактной группы S6. В это время в фильмовом канале кадр пленки установится в нужное положение, грейфер выйдет из зацепление с пленкой. Двигатель остановится потому, что на затворе транзистора VT1 установится низкий уровень напряжения пока не произойдет заряд конденсатора C1 через резистор R1. Это время остановки двигателя составляет около 0,5 сек. В это же время начнется зарядка конденсатора C3 через обмотку реле K1. Время заряда составляет около 0,2 сек. Примерно на это время замыкаются контакты K1.1 для срабатывания левой кнопки мышки. По окончании заряда конденсатора C1 транзистор VT1 откроется и двигатель получит питания и начнет вращение. Контакты S6 установятся в исходное состояние. Конденсаторы C1 и C2 разрядятся. Схема будет готова к очередному циклу остановки. Частота остановок при указанных номиналах элементов схемы составляет около 2-х кадров в секунду.
Переделка оптической схемы
Для начала удаляем штатный объектив кинопроектора. Далее устанавливаем выбранный объектив. Это может быть объектив от пленочного фотоаппарата, увиличителя или любой другой с фокусным расстоянием около 50 мм и максимально возможным разрешением. Мною из множества имеющихся в наличии объективов сначала был выбран Индустар 61 от фотоаппарата ФЭД-3М. Затем выбор пал на И50У. Под резьбу объектива подбираем набор удлинителых колец. У меня не было нужного размера колец. Поэтому со старого фотоаппарата было снято кольцо крепления объектива и подклеено двух-компонентным клеем к одному из удлинительных колец. Вырезаем из пластмассы пластинку с отверстием чуть меньше, чем резьба переходного кольца. Затем одним из удлинительных колец «нарезаем резьбу» в этой пластине. Пластину крепим на переднюю стенку кинопроектора таким образом, чтобы центр объектива совпадал с центром кадрового окна.
Соосно объективу крепится WEB-камера, с которой предварительно снят объектив.
Необходимое количество колец подбирается с учетом получения резкого изображения на матрице WEB-камеры.
Процедура пересъемки пленки
Подключаем собранное устройство к компьютеру. Если не хватает USB-разъемов, используем разветвитель USB hub. Запускаем необходимую программу видеозахвата. Я использую FrameCapture, которую можно скачать здесь (726,3 кб). Принцип выбора программы — чем проще, тем надежнее.
Читайте также: Пропала иконка камеры на андроид
После заправки пленки включаем свет путем нажатия соответствующей клавиши проектора. Смотрим в соответствующем окне программы, как все скадрировано, корректируем резкость. Включаем покадровый режим проектора тумблером S5. Подводим курсор мышки к кнопке покадрового захвата в окне программы. Запускаем проектор. Встроенная в проектор мышка «нажимает» на кнопку сохранения изображения программы в нужном формате. Контролировать процесс можно в окне программы. К сожалению, в это время компьютером пользоваться нельзя.
Дополнительные материалы по теме покадровой пересъемки пленки:
— Сайт Александра Кочкина — очень много полезной информации;
— Сайт Сергея Петрова — полезный материал по переделке кинопроектора, его обслуживании и настройке;
— Статья на iXBT — очень доступно, подробно и по делу.
Приемы работы с кинопроектором «Русь»
Для начала достанем проектор, упакованный в удобный для хранения и переноски чемодан.
Теперь откроем чемодан.
. и достанем его содержимое:
собственно сам проектор, шнур питания, катушка для намотки пленки (в комплекте с проектором их шло то ли две, то ли аж три), объектив в пластиковом футляре, пластинка для хранения второго зубчатого барабана и двух роликов, которыми я никогда не пользовался. На всякий случай у меня в чемодане есть клей для кинопленки и прессик, правда, это старый пресс, годный только для обычной 8мм или 16мм пленки, для «супер8» есть отдельный, тоже универсальный.
1 — ручка для покадровой протяжки пленки, на ней есть риски для установки скорости по стробоскопу (его у меня нету). 2 — ручка для установки «кадровой синхронизации»: вращая ее верх или вниз, добиваются того, чтобы на экране был целиком весь кадр, а не низ предыдущего и верх текущего кадра (поскольку у разных камер расположение кадра относительно отверстия перфорации разное, при переходе к пленке, снятой другой камерой, регулировку приходится повторять). В 8мм («супер8») одному кадру соответствует одно отверстие перфорации. В 16мм формате точно так же, только шаг перфорации в 2 раза больше, чем в 8мм, но и кадр там в два раза выше.
Перемещая вверх или вниз рычаг, отмеченный стрелкой, выбираем формат: S8 — «супер8», N8 — обычный 8мм:
Кроме того, для каждого формата нужно установить свой зубчатый барабан. Барабан для S8 (его я держу в руке) имеет на торце кольцо, его видно на снимке, барабан для N8 кольца не имеет (этот барабан установлен в гнезде). Барабан S8 немного больше барабана N8 в диаметре.
Барабан снимается с усилием, просто потянуть на себя. Ставится тоже с усилием, нажать до щелчка.
Отжимаем прижим пленки в фильмовом канале. Прижим защелкивается и остается в открытом положении:
Поднимаем подающий узел (он опускается для упаковки в чемодан), устанавливаем на него катушку с пленкой, а на приемный узел — пустую катушку:
Для правильного показа пленка наматывается эмульсией наружу, так, чтобы перфорация была слева, если разматывать катушку:
При этом кадры видятся вверх ногами, это правильно, так как оптическая система проектора дает на экране перевернутое изображение.
Для начала отматываем где-то метр пленки — он уйдет на зарядку в проектор, обычно в начале рулона приклеивается ракорд — кусок неэкспонированной или засвеченной пленки. Такой же кусок приклеивается и в конце рулона. Именно хвосты чаще всего повреждаются, и ракорды защищают пленку от порчи. Заправляем пленку в узел зубчатого барабана:
Необходимо убедиться, что пленка попадает перфорацией строго на зубья барабана. Пленка должна огибать два ролика:
Теперь, сформировав верхнюю петлю, заправляем пленку в фильмовый канал, просто вдвигаяя ее торцом в открытый канал (а не пропихивая кончик пленки сверху):
Пленка должна точно попасть в фильмовый канал, без перекосов! Нажатием на защелку закрываем фильмовый канал. Прижим должен ровно всей плоскостью прижать пленку:
Сама пленка должна без усилий протягиваться вверх-вниз в фильмовом канале. Если пленка не двигается свободно, возможно, она зацепилась за грейфер. Слегка вращая ручку покадровой проекции, выводят грейфер из зацепления, и пленка двигается свободно.
Теперь нужно заправить пленку в зубчатый барабан снизу, это симметрично тому, что было сделано ранее:
Вот так выглядит заправленная пленка:
Обратите внимание на верхнюю и нижнюю петли (обозначены стрелками). Верхняя петля имеет размер где-то 20мм, нижняя — 30мм, но так, чтобы пленка не касалась стола, на котором установлен проектор. При протяжке пленки петли могут уменьшаться. Верхняя петля уменьшается, когда с подающей катушки в зубчатый барабан поступает участок пленки с поврежденной перфорацией (подача пленки прекращается, но грейфер в фильмовом канале еще тянет, выбирая всю верхнюю петлю). Нижняя петля уменьшается, если дефект перфорации незначителен, и барабан пропустил этот фрагмент нормально, а грейфер не может больше перемещать пленку, тогда барабан выбирает всю нижнюю петлю.
Теперь остается только заправить конец пленки в приемную катушку:
Проектор готов к показу:
Реостат регулятора скорости проекции (черная ручка ниже фильмового канала) рекомендую для начала поставить в среднее положение. При минимальной скорости двигателю может не хватить мощности тронуться, при большой скорости можно не успеть заметить уменьшение петель (напр., если лента криво заправлена в фильмовый канал или не попала перфорацией на зубья барабана), что может привести к обрыву пленки!
Включаем клавишу прямого хода пленки:
. и, после запуска двигателя, клавишу включения лампы:
Если что-то пошло не так, немедленно нажимаем красную клавишу «СТОП» и разбираемся, что случилось.
Читайте также: Почему бмв называют бнв
Через вентиляционные щели лампа довольно противно светит прямо в глаз киномеханика:
Однако, закрывать эти щели недопустимо, так как именно через них осуществляется нормальный обдув и охлаждение лампы. Проектор допускает включение лампы при выключенном двигателе. В этом случае, во избежание повреждения пленки от перегрева, между лампой и пленкой опущен специальный тепловой экран, изображение будет несколько размыто и с пониженной яркостью. Использовать такой режим рекомендуется только очень короткое время.
Угол наклона проектора можно регулировать вращением передней ножки (слева хорошо видна черная ручка регулировки скорости проекции):
Но следует помнить, что значительно отклонение плоскости фильмового канала от плоскости экрана приведет к заметным геометрическим искажениям изображения.
Необходимо отрегулировать резкость путем вращения объектива, а также «кадровую развертку», как я писал выше.
С обратной стороны проектора, возле гнезда шнура питнаия, имеется розетка для подключения дежурной лампы. Эта лампа будет автоматически гаснуть, когда включена лампа проектора. Там есть какое-то разумное ограничение по мощности, 40Втт было вполне нормально.
С этой же стороны есть тумблер переключения режима работы лампы проектора:
Обычно он установлен в положение, показанное на рисунке (влево). Это номинальный режим. Второе положение — это перекал, на лампу подается повышенное напряжение, что позволяет получить большую яркость изображения на экране, но существенно сокращает срок службы лампы. Подобный переключатель есть и проекторе «Луч-2».
Продано.
Кинопроектор «Русь • Супер 8» (8мм.) 1970 – 1990 гг.
Описание лота
не проверял, шнуров нет!
Кинопроектор «Русь» 8мм • Супер 8
8мм/S8мм кинопроектор «Русь», производство ЛОМО с 1970 по 1990 год.
Первый двухформатный кинопроектор в СССР
Выпускался в двух вариантах, которые отличаются объективами: в первом был объектив ОП-1,8, 18мм, 1:1,4, стоил проектор 108 руб. (140 руб.), во втором применялся объектив-трансфокатор ПФ-6А, 18-30мм 1:1,2 стоил 130 руб. В скобках указаны параметры для режима С8мм.
Световой поток 50лм (70лм), равномерность освещённости экрана 60%. Применяемая лампа галогенная, с йодным циклом КИМ10-90 (в некоторых КГМ12-100). Скорости проекции 12-26 кадр/сек. Угол подъёма оптической оси 0. 6 гр. Напряжение питания 100-240 вольт, потребляемая мощность 150 вт. Габариты 285х135х200мм, масса 5кг.
Особенности: лампа работает в двух режимах: «нормально» и «ярче», также производится предварительный прогрев лампы, с целью увеличения срока службы. Между лампой и плёнкой установлена автоматическая теплозащитная заслонка, которая защищает плёнку от перегрева во время проекции стоп-кадра. Есть гнездо для подключения настольной лампы до 100вт, которая включается при останове проектора. Выпускалась к Руси так же широкоугольная насадка НР-0,77 на объектив ОП-1,8. Фокусное расстояние с насадкой составляет 14мм.
Кинопроектор Русь является единственной удачной попыткой создать двухформатный проектор.
Применяется для просмотра и оцифровки экранных любительских и фабричных кинофильмов формата 8-мм и 8 мм супер.
Основные правила работы с кинопроектором при просмотре любительских киноплёнок: >>>>>
Инструкция в формате DjVu(Отсутствуют страницы: 5-8): >>>>>
Оцифровка 8мм кинопленки: >>>>>
Методика оцифровки: >>>>>
Подробности по доработки: >>>>>
Покадровая пересъемка 8 мм кинопленки: >>>>>
Описание характеристики:
КИНОПРОЕКТОР «РУСЬ» является любительским двухформатным кинопроектором и предназначается для демонстрирования черно-белых и цветных кинофильмов, отснятых на кинопленке 8-мм формата, а также на кинопленке 8-мм формата типа С (Супер-8) как без звукового сопровождения, так и со звуковым сопровождением с помощью магнитофона и электрического синхронизатора типа СЭЛ. Для синхронизации изображения и звука можно использовать синхронизаторы других типов, предназначенные для работы с кинопроектором «Русь».
Большой световой поток при высокой равномерности освещённости экрана, резкость и устойчивость изображения, удобство и точность синхронизации изображения и звука, возможность переключения механизма на обратный ход и плавной регулировки скорости проекции, а также возможность проекции остановленного кадра, компактность, простота в обращении и надежность в работе выгодно отличают кинопроектор «Русь» от других аппаратов подобного типа.
Благодаря этим качествам кинопроектор «Русь» можно использовать для демонстрирования любительских, научно-популярных, учебных, спортивных и хроникальных фильмов в домашних условиях, в кружках кинолюбителей, в учебных заведениях.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:
Световой поток кинопроектора с кадровым окном для фильма на киноплёнке 8-мм формата типа С, лм, не менее . . . . . . . 70
Равномерность освещённости экрана, %, не менее . . . . . . 60
Кинопроекционная лампа — галогенная 12 В, 100 Вт, работающая в пониженном и нормальном режимах; лампа имеет предварительный разогрев нити с целью увеличения срока ее службы.
Кинопроекционный объектив — ОП-1,8:
фокусное расстояние, мм . . . . . . . 18
относительное отверстие . . . . . . . 1:1,4
В кинопроекторе имеются сменные зубчатые барабаны и переключаемые кадровые окна для демонстрирования фильмов, отснятых на киноплёнке 8-мм формата и киноплёнке 8-мм формата типа С.
Механизм кинопроектора имеет обратный ход с проекцией фильма без звукового сопровождения.
Пределы плавной регулировки скорости проекции при прямом ходе, кадр/с . . . . . от 15 до 26
Возможна проекция остановленного кадра.
Угол подъема оптической оси кинопроектора . . . . . . 6°
Перемотка фильма—механическая, ускоренная.
В кинопроекторе имеются гнезда для включения настольной лампы, которая автоматически выключается при нажатии клавиша проекционной лампы. Мощность настольной лампы не должна превышать 100 Вт.
Режим работы кинопроектора — повторно-кратковременный (25—30 минут — работа, 10—15 минут — перерыв).
Источник питания — сеть переменного тока напряжением ПО, 127, 220, 240 В частотой 50 Гц. Кинопроектор надежно работает с синхронизатором при колебаниях напряжения сети не более ±5% от номинального.
Потребляемая мощность, Вт . . . . . . . 170
Габаритные размеры, мм:
длина . . . . . . . 300
ширина . . . . . . 135
высота . . . . . . 200
Масса, кг . . . . . . .5
В кинопроекторе содержится 0,27185 г металлического серебра !