Вместо вступления. Речь пойдет о 8 мм и 16 мм кинопленке без звука — популярном в прошлом бытовом формате домашних кинозаписей. Архивов таких пленок сохранилось много, и желание продлить им жизнь в цифровом виде приводит либо в специализированные компании, вроде нашей Студии Видео8, либо к самостоятельным попыткам оцифровки на дому, которым и посвящена эта статья. Что будет лучше для вас — вам и выбирать. Большинство из описываемых методов возможно повторить у себя дома. Многие бюджетные студии ими пользуются.
- Пересъемка с экрана
- Пересъемка в объектив
- Покадровая пересъемка в объектив, оно же «покадровое сканирование»
- Покадровое телекино
- Захват при непрерывном движении пленки
- С этого все началось, этим, возможно, и закончится
- 8-мм киноплёнка
- Переделка оптической части проектора
- Переделка электромеханической части проектора
- Программное обеспечение процесса съемки
- Общие соображения
- Практическая реализация
- Финальная обработка
- Войти
- Как я сканировал кинопленку
Пересъемка с экрана
Она же «экранка», она же «тряпка». Пересъемка в реальном времени в темной комнате с экрана, которым может стать лист белой бумаги, с помощью обычного кинопроектора и камеры. Это самый старый, простой и дешевый способ перегнать 8 мм кинопленку в цифровой формат, но и качество оставляет желать лучшего: скорость проекции нестабильна, пленка неравномерно освещена, камера не на одной оси с проектором — искажается форма кадра, есть мерцание и смазывание соседних кадров. Все эти эффекты приходится компенсировать с помощью компьютера. Метод широко применяется любителями, учитывая его простоту и дешевизну, особенно для 16 мм.
Пересъемка в объектив
Угдайте, кто его изобрел… Метод удобнее тем, что проекция маленького кадрового окошечка производится непосредственно в объектив камеры без использования экрана (разновидность макросъемки), поэтому нет необходимости затемнять помещение, а камеру можно поставить на одну ось с кинопроектором и исключить геометрические искажения. Проектор оснащается специальным объективом для макро и энергосберегающей или светодиодной лампой, что исключает перегрев пленки и дает равномерную засветку кадра как в центре, так и по краям. Однако, снова есть смазывание кадров, а обтюратор проектора по-прежнему вызывает характерное мерцание, которое надо компенсировать с помощью компьютера, как и при использовании «экранки». Да и сама электроника камеры «не любит» постоянно скачущую яркость. Метод так же как и «экранка» работает в реальном времени. Может показаться на первый взгляд, что недорогие телекино реального времени используют его. Но это не так — в подобных машинах используется более сложная система синхронизации кадров, которую практически никто не реализует в домашних условиях.
Покадровая пересъемка в объектив, оно же «покадровое сканирование»
Аналогично предыдущему методу кинопленка проецируется непосредственно в объектив камеры. Для работы этого метода нужна модификация механики кинопроектора и специальное ПО. Смазывания кадров нет, мерцания при захвате тоже нет — обтюратор отсутствует вовсе. Главное новшество в том, что пленка движется на медленной скорости, и компьютер успевает захватывать материал с камеры покадрово, так что результат при желании можно получить в виде последовательности отдельных картинок, поэтому его иногда выдают за покадровое сканирование, чтобы красивой фразой заманить больше клиентов. Подобные доработки не обязательно стоят дорого — базовую модель из кинопроектора Русь, компьютерной мыши, объектива от фотоаппарата и энергосберегающей лампы можно сделать в домашних условиях буквально «на коленке», что и показано в ролике. Демонстрируемый образец был специально позаимствован для съемок у одного энтузиаста. Наши аппараты устроены еще сложнее, и с оригинальной Русью их объединяет разве что корпус.
Метод покадровой пересъемки оптимален по соотношению цена/качество и отлично подходит для оцифровки домашних архивов. Разумеется, реализация метода может быть разной. Объектив, источник света, лентопротяжка, датчики кадров — во всем этом скрываются нюансы, которые могут приводить к результату разного качества. Так что будьте бдительны — не все йогурты одинаково полезны, и не всякая птица долетит до середины Днепра…
А как именно делаем оцифровку мы? Не на коленке, как в ролике, не бойтесь. Подробности можно узнать в описании нашей покадровой пересъемки. В защиту метода скажу, что несколько отечественных телеканалов для подготовки своих сюжетов выбрали у нас именно его, как наиболее контролируемый и настраиваемый.
Покадровое телекино
Телекино обычно называют любой процесс перегона кино в цифру или некий фабрично изготовленный прибор для этого перегона. Так что понятие получается весьма размытое. Прибор телекино работает быстрее и по качеству почти не отличается от покадровой пересъемки, при правильной реализации последнего, разумеется. Осуществляется оно обычно посредством наиболее доступных заграничных устройств (несколько тысяч долларов США или евро за аппарат), таких как Tobin Cinema Systems, Muller или MovieStuff. К сожалению, путаницу в методах усугубляют частные мастера и даже компании с именем и большой сетью точек приема, которые для завлечения клиентов объявляют, что сканируют на дорогих установках, в то время как на самом деле применяют все те же самодельные методы. Поэтому заказчику полезно самому приехать на производство и увидеть, на чем и как будут работать с его пленкой. Если вас пустят внутрь и покажут телекиноустановку, сомнений в ее существовании уже не будет. Если нет — делайте выводы сами. Купить и ввезти в страну телекино труднее, чем начертать на сайте волшебную мантру про «настоящее покадровое сканирование».
Чем же хороши или, напротив, не хороши готовые телекино машины? Удобно, когда аппарат выполняет все этапы работы сам, а все его части подогнаны друг к другу, кадры отлично синхронизированы, не смазываются и не мерцают. Однако детали таких систем не рассчитаны на работу с бобиной, которую как и где попало хранили более 30 лет. А именно такие 8 мм пленки нам приносят чаще всего, и перед зарядкой в машину с ними надо проводить определенные подготовительные работы. Особенно не жалуют иностранные аппараты пленку 2×8 — это как бы 16 мм пленка, но ее отснимают дважды по половине, и после съемки разрезают вручную специальным ножом. Получается две пленки по 8 мм, после чего их можно заправлять в кинопроектор. Разумеется, после ручной резки ширина пленки гуляет как попало в диапазоне от 7 до 9 мм, так что она либо вихляет в кадровом окне, рассчитанном с буржуйской педантичностью ровно на 8 мм ширины, либо застревает наглухо. Иностранцы, увидев это, просто разводят руками (кто ж мог знать-то), а на выручку приходит старая добрая Русь — наши вот оказывается все это знали. Вот почему в арсенале Студии Видео8 помимо различных телекино, всегда есть в запасе 2-3 советских кинопроектора.
Год помучившись поработав на таком американском телекино, мы без особых ожиданий какого-то чуда заменили Tobin TVT-D8 на её новую HD-модификацию и с удивлением заметили, что недостатки, которые мы находили в недорогих установках телекино ранее, в ней уже устранены: протяжка пленки стала существенно лучше, грейфер теперь можно регулировать под каждую пленку (особенно актуально, если на перфорации есть выбоины), внутри вместо дешевой матрицы с маленьким объективом стоит качественная камера машинного зрения (КМЗ). Картинка, полученная в HD-разрешении, даже при дожатии до обычного DVD-формата 720×576 выглядит более четкой и менее шумной. Прогресс налицо.
Однако для сильно поврежденных пленок мы все-таки используем доработанный советский кинопроектор на устойчивом шасси с протяжкой, которая справится с повержденной или скрученной советской пленкой. Уже второе поколение Русь Green работает на сохранение ваших воспоминаний — усовершенствованное продолжение успешной модификации самого популярного советского бытового кинопроектора, высококачественная покадровая пересъемка или, если угодно, «покадровое сканирование».
Захват при непрерывном движении пленки
И под конец хотелось бы сказать несколько слов о редком методе, который принципиально отличается от всех предыдущих. Как обычно пленка движется в проекторе? Нервными как современный ритм жизни рывками — каждый кадр некоторое время неподвижно стоит в кадровом окне, а потом быстро сменяется на следующий. Это главная особенность, без которой немыслим ни один кинопроектор. Не будь этих рывков, мы бы видели на экране размазанную мешанину.
Читайте также: Программа для rgb подсветки
Однако, современные цифровые камеры могут иметь очень короткие выдержки, позволяющие хватать четкий кадр на лету, даже если пленка движется равномерно и вообще не останавливается. На этом и основан метод. Пленка плавно и равномерно перематывается с бобины на бобину, словно это аудио катушка — никаких зубчатых колес, грейферов и прочих технических ухищрений. Упрощается механика машины, а задача по распознаванию кадра перекладывается на программное обеспечение.
У программного распознавания есть свои недостатки. Это очень медленный способ захвата. Если пытаться наращивать скорость, то либо ПО не успеет обработать поступивший кадр, либо камера смажет картинку. А если пленка со стороны перфорации засвечена, а такое тоже бывает, машина может вообще не распознать границы кадра. Любопытно, что дорогие телекино вроде Muller HD, в которых за позиционирование кадров отвечает лазер, не менее капризны, чем бюджетные Moviestuff или наш аналог, в которых лазера нет и распознавание полностью программное. Однако, последние модели Retro8 Pro и Universal уже обзавелась фотодатчиком перфорации, так что скорость и четкость распознавания стала выше. Эволюция продолжается…
Еще немного о достоинствах метода непрерывной подачи пленки. Телекино с непрерывным движением, в отличие от грейферных, не боятся неаккуратных склеек, разбитые края перфорации или скрученная пленка не приведут к дрожанию кадра. По мере развития ПО функционал машины может расширяться: а это и улучшение алгоритма распознавания, и поддержка новых форматов, и фильтры для реставрации на лету и прочее, на что хватит сил у программистов.
Таким образом, достоинства и недостатки тех и других машин компенсируют друг друга и, если позволяют средства, было бы неплохо иметь в арсенале оба вида, выбирая под конкретную пленку лучшую для нее аппаратуру. Надо побыстрее, пленка засвечена как попало, но ровная и хорошо сохранилась — выбираем машину с грейфером. Время есть, пленка хорошо экспонирована, но перфорация разбита от частого просмотра — выбираем машину с непрерывной протяжкой. Пленка намотана на зубочистки, склеена медицинским лейкопластырем или соединена скрепками — рано вам в машину, добро пожаловать на подготовительные работы…
© Андрей Маховиков, Студия Видео8
Нажмите, чтобы сохранить:
Главная » Эволюция методов оцифровки бытовой кинопленки
С этого все началось, этим, возможно, и закончится
В феврале 1999 года я опубликовал статью Оцифровка 8 мм кинофильмов. Свою задачу та установка решала, однако процесс оказался столь трудоемким, что за 15 лет я так и не оцифровал свой киноархив. Удачных самодельных или промышленных устройств для решения этой задачи я за это время тоже почти не видел. Только на выставке Фотокина в 2010 году на стенде фирмы Kunee Instruments была показана аппаратура для оцифровки любительской кинопленки, которая на мой взгляд идеологически была очень близка к моей самоделке 1999 года. Поэтому идея модернизировать старую установку с помощью современной электроники показалась очень заманчивой. Задача стояла получить максимальное качество, чтобы больше к этому вопросу не возвращаться, и с разумной скоростью. Т.е. скорость оцифровки должна была быть близкой к скорости просмотра фильма на экране. Народная мудрость гласит, что креститься надо, когда кажется. Увы, этот метод не работает у безбожников и задача оказалась достаточно трудоемкой. Ее воплощение в жизнь растянулось на два месяца. Поскольку эпоха 8 мм кинопленки уже необратимо завершилась, то начну с краткого описания.
8-мм киноплёнка
Киноплёнка N8 (Cine Kodak Eight) разработана фирмой Eastman Kodak в 1932 году. Съемка ведется на кинопленку «2х8 мм», которая представляет собой 16-мм кинопленку с перфорацией уменьшенного вдвое шага. Сперва снимается одна сторона, потом пленка переворачивается и снимается вторая сторона. После проявки пленка разрезается пополам. В 1965 году фирмой Eastman Kodak разработан формат «8 Супер» и постепенно пленка «2х8 мм» полностью вышла из употребления. Пленки в моем архиве сняты в конце 60х начале 70х годов прошлого века. В СССР выпускались камеры с разными возможностями и ценой. На фото ниже представлены два полюса: дешевая Спорт и дорогая Кварц. Как и в случае с современными часами, механическая Кварц дороже, чем электрическая Спорт.
Камера Спорт выпускалась ЛОМО в 1960-1962 годах. Камера Кварц 2М выпускалась КМЗ в 1963-1968 годах.
Сопряжение курка рукоятки с камерой Спорт осуществлялось с помощью стандартного тросика, который на фотографии отсутствует.
Электромотор и место для плоской батарейки в камере Спорт. Скорость только одна — 16 кадров/с.
Механическая камера Кварц 2М. Скорость съемки 8, 12, 16, 24, 32, 48 кадр/с, покадровая съемка, ручная обратная отмотка плёнки. Комплектовалась афокальными насадками с байонетным креплением на объективе.
Объектив Ю-24М 1,9/12,5
На данной фотографии приведены реальные размеры одной из моих пленок, снятых камерой Кварц 2М. Размеры и шаг перфорации стандартные, а вот размер кадра чуть больше стандартного 4,9 х 3,55 мм и будет обрезан рамкой фильмового канала проектора.
Переделка оптической части проектора
Оптический тракт проектора состоит из двух частей: осветительной и проекционной. Осветительная состоит из лампы, конденсора, призмы и матового стекла, выполняющего попутно и роль теплофильтра. Лампа была сразу заменена на белый светодиод, а матовое стекло — теплофильтр на простое качественное матовое стекло. Однако этого оказалось недостаточно, поскольку светодиод это точечный источник с линзой, а лампа — это довольно большая площадка, образованная спиралью. Для получения более или менее равномерного освещения всего кадра линзу светодиода необходимо крыть матом, пока площадь не возрастет до размера спирали. Эта процедура осуществляется с помощью мелкой шкурки.
Как и в модели 1999 года, был демонтирован обтюратор. На следующей фотографии представлены демонтированные узлы проектора.
Размер матрицы камеры 3,76х2,74 мм. Это чуть меньше размера кадра и в начале я попытался использовать родной объектив проектора ЛОМО Н-2 F-18/1,4, повернув его на 180 градусов. Однако результат напоминал снимок моноклем: ореолы и двойная точка фокусировки, когда мы имеем либо четкую картинку с ореолами, либо нерезкую без. При отсутствии диафрагмы исправить положение не представлялось возможным, потому было принято решение заменить объектив. Теоретически для этих целей подходил любой нормальный объектив. В идеале с фокусным расстоянием 20-35 мм. Сменные объективы с таким фокусным расстоянием оказались большой редкостью и я воспользовался тем, что было объективами к Зениту с резьбой М42. Нормальные объективы для формата 24х36 мм — это объективы с фокусным расстоянием вблизи 50 мм. Самые распространенные из них Тессары — Индустары. Учитывая довольно большой диаметр оправы, желание использовать более короткофокусные объективы отпало, поскольку разместить их мешал бы корпус проектора. У меня было три практически одинаковых объектива но, чуть в разной оправе: Индустар 50-2 от КМЗ, венгерский YMMAR с резьбой М42 и Carl Zeiss Tessar с байонетом Exakta. Оправы, однако, у них отличались весьма существенно. У Индустара 50 резьба светофильтра вращается при изменении диафрагмы, у YMMAR — при вращении кольца фокусировки и только у Carl Zeiss Tessar она не связана ни с кольцом диафрагмы, ни с кольцом фокусировки. Однако изготовление байонета требовало существенно больших усилий, чем нарезание резьбы М42, и в результате я остановил свой выбор на YMMAR.
Для крепления объектива к проектору был изготовлен тубус, заканчивающийся резьбой светофильтра, а для крепления камеры было изготовлено несколько переходных колец Они обеспечивали как необходимую дистанцию до камеры, так и ее юстировку относительно оптической оси. Одно кольцо позволяло вращать камеру, а другое, с 3 юстировочными винтами, смещать ее центр. Точная подгонка масштаба не предусматривалась, так как матрица имела большой запас по разрешению и удобнее было видеть при настройке кадр вместе с полями, а потом программно обрезать все лишнее. Тем более, что программное обеспечение позволяло это делать налету во время съемки. Расстояние от опорной поверхности объектива до матрицы 83 мм. Расстояние от пленки до матрицы — 203 мм.
Читайте также: Как разогнать программно процессор
Когда оптическая часть была готова, я попытался синхронизировать съемку с помощью микропереключателя, как и в модели 1999 года, но оказалось, что с его дребезгом контактов ни о какой скорости в мечтать не приходится. Я заменил его на оптопару, но оказалось и этого недостаточно, поскольку родной двигатель вращался весьма неравномерно.
Управлять высоковольтным двигателем переменного тока задача не самая приятная, и я решил его заменить на что-нибудь, чем Raspberry Pi может управлять через стандартный контролер без особого риска сгореть.
Переделка электромеханической части проектора
Сперва я попытался установить шаговый двигатель от принтера Epson и снимать покадрово, давая команду провернуть вал на один кадр, однако, оказалось, что на больших оборотах мощность двигателя катастрофически падает и он не способен обеспечить скорость съемки больше двух кадров в секунду. В Epson Stylus Photo EX были только шаговые двигатели, однако потом в моделях Stylus Photo 870 один из шаговых двигателей заменили на коллекторный постоянного тока марки OEM316 RS545. Им я и решил воспользоваться, подключив его к Raspberry Pi через контроллер на микросхеме L298N.
Для того, чтобы было проще вернуть проектор в исходное состояние, двигатель был установлен не вместо родного, а с другой стороны. Мощность его оказалось тоже не фантастической и нужно было тщательно регулировать натяжение ремня, чтобы вся она не пошла на преодоление трения. Электрическая часть проектора не используется и полностью отключена.
Программное обеспечение процесса съемки
Общие соображения
Съемка последовательности кадров с необходимым нам разрешением в 1 Мп и скоростью 16 кадров в секунду с помощью Raspberry Pi возможна в двух режимах: покадровая съемка с использованием видеобуфера и съемка видео.
capture_sequence(outputs, format=’jpeg’, use_video_port=True, quality )
start_recording(output, format, intra_period)
Вариантов организации синхронизации также возможно несколько.
1) Синхронизация по таймеру скорости вращения мотора для обеспечения частоты смены кадров заданной для съемки. Плюсом данного решения является то что мы используем максимально мощность мотора, поскольку обеспечивается равномерное вращение без торможения после каждой смены кадра. Минусом данного решения является то, что частота съемки чуть отличается от декларируемой и набегающая ошибка приводит к тому что через некоторое время мы начинаем снимать в момент смены кадров грейферным механизмом. Проблема для интервала порядка 5 минут фильма решается поправочным коэффициентом. Для съемки в режиме видео это позволило мне снимать со скоростью 13 кадров в секунду.
Пример кода синхронизации:
где dtf — реальный интервал при заданной частоте кадров, flag1 — сигнал с оптопары, связанной с грейферным механизмом, flag2 — сигнал с кнопки завершения съемки, GPIO.output(17, 1) — включение двигателя.
2)Синхронизация по сигналу камеры, вызываемому командой frame.index о заполнении буфера очередным кадром. Плюс в том, что ошибка не накапливается во времени. Минус — момент заполнения буфера не точно соответствует моменту экспозиции. При равномерном вращении двигателя заметно, что сигнал поступает с разными интервалами. Если мы даем команду двигателю на следующий оборот, дождавшись сигнала о заполнении буфера, то он работает в режиме старт стоп, что приводит к сильному его нагреву и уменьшению максимальной возможной скорости съемки. Кроме того, при записи в формате h264 сигнал подается при записи всех кадров. А понятие кадров здесь существенно отличается от кино. Есть i-кадры и p- кадры. Как написано в описании команды: As a consequence, this attribute cannot be used to detect dropped frames. Nor does it necessarily represent actual frames;
В дальнейшем я видеокадры буду именовать frame. Т.е запись i-frame это дополнительная запись, которая не соответствует съемке нового кадра. В автоматическом режиме камера записывает i-frame примерно каждый 60 кадр. Возможное решение — это отказаться от записи i -frame и задав intra_period = 0 или установить интервал равным 1 тогда на каждый кадр камера будет рапортовать о записи двух. Можно позволить камере вставлять i-frame в автоматическом режиме и считать, что если счетчик снятых полей больше, чем счетчик показанных кадров, то это i-frame, и этот отсчет надо игнорировать при синхронизации. С данным мотором система работает относительно стабильно при скоростях ниже 7 кадров в секунду. Более мощный двигатель, который позволит увеличить скорость смены кадров и соответственно паузу, когда с мотора снято напряжение, возможно, позволит поднять скорость. Съемка с записью в формате mjpeg, где все кадры ключевые, оказалась сначала мало работоспособной — в случае версии picamera 1.8 программа записывает 1 кадр в jpeg и камера виснет до перезагрузки. После обновления до версии 1.9 возможность работать в этом формате появилась, но принципиального улучшения при этом методе синхронизации это не дало, возникали задержки, вызванные, вероятно, большими по размеру файлами, и счетчик сбивался в районе 500 кадра при скорости 13 кадров в секунду. Как и формат h264, этот формат показал лучшие результаты в режиме синхронизации по времени.
Пример кода синхронизации:
3) синхронизация вращения при покадровой съемке с моментом записи в файл. Когда происходит обращение к подпрограмме которая задает номер очередного кадра, то прежде чем ответить, мы заставляем ее ждать, пока мотор сменит кадр на следующий. Проблема в том, что запись в файл — это не момент съемки, и данный алгоритм работает только при скоростях меньших 7 кадров в секунду.
Пример кода синхронизации:
Практическая реализация
Написана программа на Python 2.7.3 с библиотекой picamera 1.8(1.9) и графическим интерфейсом на Tkinter. Управлять программой можно как с помощью мыши, подключенной к Raspberry Pi, так и с удаленного компьютера или телефона через tightvncserver. Запуск программы командой:
$ gksu python tkpicammkf6big2.py
Для выхода из полноэкранного режима просмотра, при котором графический интерфейс не виден, служит дополнительная кнопка, подключенная к GPIO разъему Raspberry Pi. Она же служит для прерывания записи, при которой графический интерфейс недоступен. Программа позволяет просматривать изображение с полями, обрезанное как при записи, увеличенные фрагменты для точной фокусировки по центру и с правого и левого краев кадра. Можно изменять выдержку, чувствительность, баланс белого и частоту кадров съемки. Обычно оцифровка ведется при ISO-100 и выдержке 1/500 с. Диафрагма F:4. Можно включить автоматическое определение выдержки, задав выдержку равной 0. В графическом интерфейсе это выбор в меню exposure_mode пункта none. Для черно-белых пленок может быть принудительно задан режим градаций серого галочкой в поле B&W графического интерфейса. В этом случае выполняется команда: camera.color_effects=(128,128). В случае цветных пленок баланс белого может быть задан выбором одного из стандартных вариантов, либо задан командой: camera.awb_gains=1.2, где коэффициенты усиления в красном и синем каналах подбираются экспериментально для конкретного светодиода. Эти коэффициенты не доступны из графического интерфейса и записываются в тексте программы. Режим включается выбором в меню white-balance пункта off. Библиотека picamera позволяет задать динамический диапазон яркость и контраст командами:
camera.drc_strength = ‘high’
camera.brightness = 40
camera.contrast = -20
Читайте также: Программа подключенные устройства к роутеру
Однако практической пользы от этого мало, поскольку фрагменты на пленке короткие и требуют каждый своей настройки. В большинстве случаев удобнее редактировать яркость и контраст при финальной обработке в редакторе. Использование этих параметров имеет смысл, если проблема не в ошибках экспозиции при съемке, а в ошибках проявки пленки.
Возможна съемка отдельного кадра, серии нумерованных кадров и видео. Есть возможность ускоренной перемотки вперед и назад с предпросмотром без синхронизации. С данным мотором максимальная скорость не сильно превышает съемочную и примерно равна 16 кадрам в секунду. Отсутствие синхронизации приводит к тому, что мы периодически видим смену кадров. При съемке демонстрируются только снятые кадры и в случае сбоя синхронизации останавливаем съемку. Реализован первый вариант с синхронизацией по времени при съемке в режиме видео и третий в режиме покадровой съемки. Для контроля по окончанию записи выводится число снятых кадров и число дополнительных полей. Я полагаю, что это i-frame.
Съемка ведется с разрешением 1024 х 768 пикселей. Этого более чем достаточно для большинства черно белых пленок. На мой взгляд, только отдельные статичные кадры, снятые на мелкозернистую пленку со штатива, могут потребовать такого разрешения. В большинстве случаев за счет длительных выдержек резкость кадра такого разрешения не требует. Но учитывая необходимость неоднократного перекодирования, я считаю такое разрешение оправданным. Разрешение цветной пленки ORWO существенно ниже, а про советскую цветную можно сказать, что и 320х240 для нее много.
При изменении частоты кадров может потребоваться регулировка опережения, которая осуществляется поворотом флажка, перекрывающего свет в оптопаре относительно оси. Перед стартом записи в режиме видео с синхронизацией по времени следует следить чтобы флажок, перекрывающий оптопару, был строго в определенном положении. При текущих настройках опережения при частоте 13 кадров в секунду — вертикально вверх.
Управление мотором осуществляется через контролер на базе микросхемы L298N. Используются три сигнальных провода, поскольку было замечено, что если использовать только два и держать enable всегда замкнутым на 5 В с помощью перемычки, то мотор греется сильнее. Напряжение питания мотора 24 В определяется в данном случае имеющимся у меня трансформатором. Возможно, напряжение можно поднять и тем самым увеличить скорость съемки. Логическая часть контроллера питается от Raspberry Pi.
В рамках одной сессии видеофайлы нумеруются последовательно. При перезапуске программы нумерация начинается сначала, так что перед этим их надо переместить из рабочей папки. При покадровой съемке можно записать только одну серию снимков.
Исходный текст программы можно скачать здесь.
Финальная обработка
Если ведется съемка в виде последовательных кадров, то они объединяются в фильм с помощью программы Avidemux. В ней же задается и частота в 16 кадров в секунду.
Если ведется видеосъемка с аппаратным кодированием h264, то полученный фильм мне удается просмотреть только в программе VLC причем с частотой 25 кадров в секунду вне зависимости от того, какая частота кадров была задана. Первое найденное решение проблемы — воспользоваться конвертером потокового видео, входящую в программу VLC. В какой формат перекодировать — вопрос спорный. Форматов без сжатия конвертер не поддерживает, не поддерживает он и смены частоты кадров воспроизведения. Т.е. при смене частоты в конвертере сохраняется время воспроизведения, а не все кадры воспроизводятся с новой частотой. Поэтому я записываю в формате mgpeg и затем в программе Avidemux изменяю частоту кадров, не перекодирую изображение и наконец в видеоредакторе Kdenlive монтирую фильм и сохраняю его в формате, пригодном для воспроизведения в интернете. Если финальный монтаж осуществлять в Blender, то изменение частоты кадров в Avidemux можно пропустить. Формат mgpeg достаточно удобен для вырезания отдельных кадров, которых набегает довольно много. Это и склейки пленки, и смены сцен, при которых первый кадр часто экспонируется с увеличенной выдержкой. Позже было найдено, возможно, более удобное решение с помощью ffmpeg:
Можно сразу изменить и частоту кадров:
Полученный файл открывается как в Blender так и в Kdenlive.
Съемка с записью в формате mjpeg оказалась сначала неработоспособной — в случае версии picamera 1.8 программа записывает 1 кадр в jpeg и камера виснет до перезагрузки. После обновления до версии 1.9 полученный фильм читает только Mplayer и размер файла возрастает в 5 раз по сравнению с h264. Avidemux падает при попытке открыть файл. В Kdenlive файл можно отредактировать, но с плясками с бубном. Надо открыть проект с частотой 26 кадров в секунду и в него загрузить клип в формате mjpeg (предложив показать все файлы), после этого откорректировать длительность, чтобы она совпадала с числом снятых кадров. Отредактировать, сохранить и затем в Avidemux изменить скорость проекции на 16 кадров в секунду. Очевидно, что описанные методы из серии чесать левой рукой правое ухо. Поскольку очевидно, что и Mplayer и Kdenlive используют ffmpeg, то логично сразу ей и воспользоваться для перезаписи файла в читаемый формат без перекодирования:
Можно сразу изменить и частоту кадров:
Большинство 8 мм фильмов представляют собой семейную хронику и интересны только их владельцам. Однако уличные съемки конца шестидесятых — начала семидесятых дают представление об эпохе: одежде, количестве автомобилей на улицах их марках, поэтому именно эти съемки я и привожу для иллюстрации работы установки.
Москва. Ленинский проспект, Универмаг Москва в конце 60х годов.
Выборг начала семидесятых. В фильме есть кадры со съемочной площадки фильма «Крах инженера Гарина», что позволяет датировать этот фильм 1972 или 1973 годом. Премьера фильма была в октябре 1973 года, так что вероятнее 1972 год.
Войти
Как я сканировал кинопленку
Давным давно, еще в институте снимали мы фильмы на 8 мм. Потом пришло видео, часть пересняли, потом оцифровали и темя казалась для меня закрыта. Но недавно попросили помочь с оцифровкой сначала 8 мм, а затем и 16 мм пленки. Самый простой способ: пойти, отдать денег и успокоится не устраивал по ряду причин. Потому решил пробовать сам. достал из карманов свои очумелые ручки, включил мозг и полез в инет.
Имеем сканер со слайд нашлепкой ( из тех что проходили через меня — лучший):
Используем возможность сканирования слайдов. в конце концов чем кинопленка отличается от слайдов ? Только размером кадра.
ПО из комплекта сканера не подходит — лучше всего VueScan — сайт производителя кому надо найдет.
Первую пленку сканировал по сути на глаз выставляя ее то с помощью слайд адаптора, то прижимая стеклом. на выходе получаем сканированные полоски ленты примерно на 33 кадра.
Далее используя программу 8mmtoAVI выдергиваем кадры в отдельную папку. К сожалению (может ручки у меня не слишком уж очумелые) некоторые кадры отличаются на 1 пиксель . от других — видео собрать будет сложновато ( но можно).
Используя программу Fotosizer приводим все кадры к одному знаменателю и. собираем видео или программой 8mmtoAVI или любым видео редактором — выставив в опциях, что длительность кадра со вставленной картинки — 2 кадра, что будет примерно соответствовать от 12 до 16 кадров в сек.
На второй пленке надоело, что пленка все время норовит куда-то ускользнуть — сделал грандиозную приставку из 4-х линеек по 40 см, ножика и секундного клея.
Т.е. линейки лежат в углублении и фиксируют пленку, последняя движется в направляющих.
Да необходимо понять какой кусок собственно сканируется. передвигать пленку делая отметки на перфорации.