Работа с деформированным текстом (карточки к уроку) 2кл УМК Школа России
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Главная > Документ
- ДИКТАНТ
- КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
- РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
- Ход урока
- I. Мотивация деятельности (1 минута).
- II. Актуализация знаний (1 минута).
- III. Постановка учебной проблемы (3 минуты).
- IV. Учебно-познавательная деятельность (35 минут).
- V. Итог урока (4 минуты).
- VI. Рефлексия (1 минута).
Скачать:
ВложениеРазмер rabota_s_deformirovannym_tekstom_kartochki_k_uroku.docx 15.35 КБ
Предварительный просмотр:
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.
Ярче светит солнышко потемнели в полях дороги посинел на реке лед прилетели белоносые грачи скоро оденется лес листвою зацветет на опушке черемуха.
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.
Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики.
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.
Наступило чудесное теплое утро подул свежий ветерок журчал по камням ручей в тенистых кустах звонко пели соловьи яркое солнце поднималось все выше и выше.
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.
Поздняя осень ветер сорвал с деревьев последние листья целый день льет дождь только воронье карканье слышно во дворе скоро наступит пора морозов и вьюг.
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.
Ты бывал в лесу в начале весны хороша ранняя весна ярко светит солнце тает последний снег мягкий ветерок торопит тучки весело поет соловей.
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.
Пригревает солнышко наступили теплые деньки сосульки плачут на крышах снег сделался грязным забулькали веселые ручьи у крыльца стоят лужи шумный воробей трещит весь день.
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.
Все дети любят рисовать Юра принес краски Леня взял кисти он налил в банку воду папа дал бумагу мальчики стали красить.
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.
На дворе стоят сильные морозы дети сидят дома они стали играть в школу старший брат учит маленькую Свету писать мама готовит чай папа пишет другу письмо.
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.
Егор и Саша побежали в рощу там река за рекой лесок в лесочке мальчики стали искать грибы Егорка нашел крепкий гриб с большой шляпкой у Саши забавная находка у него в фуражке ежик.
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.
На дворе стоят сильные морозы гулять нельзя дети сидят дома они стали играть в школу старший брат учит маленькую Свету писать мама готовит чай папа пишет другу письмо.
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.
Летом ребята жили в лагере однажды они пошли в лес вдруг налетел буйный ветер надвинулась тяжёлая туча сверкнула молния грянул гром хлынул дождь птицы скрылись в гнёзда ребята побежали к шалашу.
———————————————————————
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.
За садом журчит ручей мы любим сидеть у ручья над ручьём летают стрекозы и мошки ночью к ручью прилетают соловьи в прозрачном ручье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: конструировать предложения на основе деформированного текста.Задачи: · Развитие письменной р.
Карточки можно использовать на уроках развития речи или на уроках русского языка. (составление из слов предложений, работа с деформированным текстом.).
Данная презентация содержит дидактический материал к урокам русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа 21 века» по разделу «Развитие речи. Предложение. Текст».
Урок развития речи. Вид работы — работа с деформированным текстом «Зайчик и снеговик".
Работа проводится после изучения темы «Текст и предложение» в начале учебного года.
Работа с деформированным предложением (карточки к уроку).
Работа с деформированным текстом: порядок предложений. (карточки к уроку) 2кл УМК Школа России.
Главная > Документ
Информация о документеДата добавления:Размер:Доступные форматы для скачивания:
Контрольные итоговые работы
На выявление умения разделять непунктированный текст на предложения
Лес раскрывает добрым глазам свои тайны ты давно был в лесу на опушке леса растет красавица липа она стоит вся в цветах около нее кружат пчелы они весело жужжат добрая липа дарит им сладкий сок пчелы жадно пьют его как хороша липа.
1. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.
2. Озаглавь текст.
3. Запиши слово пьет . Какую роль выполняет мягкий знак в данном слове?
В этом слове мягкий знак .
Запиши в тетради только ответ.
Какую еще роль может выполнять мягкий знак в словах?
Мягкий знак является.
Запиши в тетради только ответ. Приведи свои примеры.
На выявление умения находить части речи
Работа 2 ( диктант )
Душистой смолой пахнет бор. У старой сосны прыгают белки. Сняли зверьки пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки, пышные хвосты. Всю долгую зиму белки жили в лесу. От ветра и стужи прятались в теплом гнезде. Они рады светлой весне.
Учитель предлагает детям найти в тексте предложение и выделить его:
Всю долгую зиму белки жили в лесу.
1. Выпиши второе предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Напиши над ними названия частей речи, укажи число.
2. Подчеркни в выделенном предложении слова, обозначающие неодушевленные имена существительные.
3*. К слову печалиться запиши близкое по значению слово (синоним).
На выявление умения составлять словосочетание и определять часть речи
Гора ( какая? ) .
Пруд ( какой? ) .
Море ( какое? ) .
Волны ( какие? ) .
На доске заранее написаны материал и инструкция: «Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания».
1. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.
2. Подчеркни знакомые орфограммы в именах существительных.
3. Раздели для переноса слово волны .
На проверку однокоренных слов и безударных гласных
Работа 4 ( орфографический диктант )
В наших лесах живут соловьи. Там часто звучат соловьиные трели. Соловьи вьют гнезда на сучьях деревьев. Летом у соловьев появляются птенцы. Малыши пищат. Они всегда голодны. Весь день летают родители и ищут пищу птенчикам. Осенью соловьи улетают на далекий юг.
1. Подчеркни однокоренные слова.
2. К словам с безударными гласными в корне: в лесах, пищат, деревьев, далекий, летают – подбери однокоренные проверочные слова. Запиши каждую пару слов через черточку, а все слова запиши в строчку.
3. В проверочных словах поставь знак ударения.
На группировку слов по частям речи
утреннее, дом, небо, раскинуло, зацвел, ласковая, лампа, шили, говорили, окно, свеча, зеленый, молодые, верные, пирог, лепят, сохраняют, звериная
Читайте также: Застольная игра мой девиз по жизни
Слова записываются на доске. Дети читают слова про себя. Учитель объясняет форму записи слов в тетрадях – например, столбик:
Ученики выявляют части речи и указывают название части речи над столбиком. Грамматические признаки указываются для каждого слова через черточку от него (в принятом сокращении: м.р., ед.ч. и т.п.).
1. Распредели слова на группы по частям речи (запись столбиками).
2. Над столбиком надпиши название части речи.
3. Рядом со словом после черточки указывай соответствующие род, число или время.
ДИКТАНТ
Костя Васильев и Андрей Кирьянов бегут в рощу. Звонко поют птицы. Чудесно пахнут ландыши. От стволов на земле длинные тени. В гнезде пищат птенцы. Вот летит грачиха. Она принесла грачатам корм. Малыши ели пищу. Мальчики ушли. Зачем пугать птицу?
Слова для справок : звонко, чудесно, принесла.
1. Выписать по одному слову с безударными е и о в корне слова, приписать к ним проверочные слова.
2. Как по-разному названы в тексте птенцы? Выписать эти слова.
Наступил июль. Стоит сильная жара. Ребята идут в лес. Вот кусты малины. На кустах крупные душистые ягоды. Ольга любит малину. Вот и полная корзина ягод. Брат Никита несет корзину. Жара спала. Надвинулась темная туча. Ребята быстро бегут к дому.
В последнем предложении найти и выписать слово с безударной гласной в корне слова, приписать к нему проверочные слова.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики.
Определить, сколько предложений в тексте. Записать, правильно обозначая начало и конец предложений. Дать название тексту.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
I. Обучающее изложение
О днажды Митя шел из школы домой. Была чудесная погода. Снег хрустел под ногами. Деревья надели белый наряд.
Вдруг Митя остановился. На дорожке сидел щенок. Он сделал два шажка и запищал. Щенок подбежал к Мите и поставил лапки на его сапожки. Мороз был сильный. Песик совсем замерз.
Митя взял собачку домой.
Беседа по содержанию текста
1. О ком говорится в тексте?
2. Когда происходит действие рассказа?
3. Как описывается это время года?
4. Кого встретил Митя?
5. Что говорится о щенке?
6. Почему песик пищал?
7. Как поступил Митя?
1. Однажды зимой.
2. Находка.
3. Митя спас щенка.
II. Из слов каждой строчки составить предложение. Написать, дать название составленному тексту.
Ваня, лесом, любовался
деревья, праздничные, стояли
соком, налились, алым, земляника
были, ягодки, похожи, серьги, на, красные
Ваня, собирать, землянику, стал
угостил, ягодами, он, сладкими, бабушку, свою
III. Составить небольшой рассказ, используя данные слова.
солнце, березки, ель, сосна, кукушка, сорока, белка, еж, зайчишка
Контрольные работы
(2 класс, второе полугодие)
● На выявление умения определять границы предложения
Катя Завьялова пошла с дедушкой Ильей в лес за хворостом хорошо утром в лесу ветерок ласкает стволы берез трава покрыта росой лес оживает в густой зелени поют птицы вот бежит заяц встал он столбиком слушает в старой сосне дупло рыжей белки в гнезде большие запасы это корм зверьку на всю зиму. ( 51 слово )
Порядок работы. Текст без знаков препинания записывается на доске. Текст читает учитель.
Инструкция предъявляется по этапам выполнения:
1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения.
2. Спиши, расставляя знаки препинания.
3. Подчеркни орфограммы в именах собственных.
4. Напиши слово трава и подчеркни букву, обозначающую безударный гласный звук. Подбери и запиши проверочное слово.
● На выявление умения находить части речи
1. Кто повел ребят весной в парк на экскурсию?
2. Что можно увидеть в парке?
1. Запиши полные ответы на вопросы. (Учитель поясняет, что в ответе на первый вопрос необходимо указать любое имя и отчество.)
2. В первом ответе подчеркни глагол двумя чертами. Во втором ответе подчеркни имена существительные одной чертой.
Контрольные работы по итогам года
Пришла весна. Журчат ручьи. Стайка воробьев подлетела к дому и клюет хлебные крошки. За воробьями следит рыжий пушистый кот. Но быстрые птички улетели. Митя зовет Барсика домой. ( 27 слов )
Слова для справок (записываются на доске): прИшла, кроШки, БарсИка, воробьеВ.
Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям.
После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.
1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.
2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).
3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).
1. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные в четвертом предложении.
2. Обведи кружочком предлоги.
Весной в лесу снег стал таять. Вот под сосной закачался сугроб. Это вылез медведь из своей берлоги. Он зевнул и зашагал в чащу леса. Какой он худой! Осенью медведь лег в берлогу и заснул на всю зиму. Шумела метель. Дул ледяной ветер. Медведь крепко спал. ( 45 слов )
Слова для справок (записываются на доске): таЯть, зАкачался, бЕрлогИ, мЕтель.
Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям.
После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.
1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.
2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).
3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).
Грамматическое задание. Подчеркни орфограмму в корне слова зашагал. Подбери и запиши проверочное слово.
● На группировку существительных по единственному и множественному числу, а затем — по обозначению парных согласных
Задание направлено на выявление умения рассматривать ряд слов с одной и той же точки зрения и способности к переключению на другую точку зрения.
Сад, сады, лист, листы, дождь, дожди, плот, плоты, мост, мосты, шаг, шаги.
Читайте также: Пошлые стикеры для вайбера
Порядок работы. Слова записываются на доске.
1. Прочитай слова.
2. Распредели слова на две группы и запиши каждую группу слов в отдельный столбик. Напиши под столбиками, чем похожи слова в каждой группе.
3. Слова какой группы можно еще распределить на две равные группы? Раздели и напиши под столбиками, чем похожи слова в группах.
Итоговая проверочная работа по русскому языку
Фамилия, имя, класс _____________________________________________________
№ 1. Фонетический разбор
Колосья — _______________________ Тетрадь — ________________________
К ____________________________ Т __________________________
О ____________________________ Е __________________________
Л ____________________________ Т ___________________________
О ____________________________ Р ___________________________
С ____________________________ А ___________________________
Ь ____________________________ Д ___________________________
Я ____________________________ Ь ___________________________
№ 2. Вставь пропущенные буквы, допиши в каждую группу по три своих слова.
Душ__стый, ш__рина, жужж__т, кувш__н, _______________________________________
Прощ__ние, пощ__да, внуч__та, ч__совой, _______________________________________
Ч__жой, щ__пальце, отпущ__, ч__вствую, ________________________________________
№ 3. Вставь пропущенные буквы и распредели слова на две группы.
Тюл__пан, под__ём, в__юга, с__едобный, крыл__цо, об__явление, с__ёмка, мурав__и, от__езд, обув__, ш__ёт, раз__ярённый
1 группа: ____________________________________________________________________
2 группа: ____________________________________________________________________
№ 4. Вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова.
В__черний — _________, прох__дить-_________, г__ристый-________, гр__зовая-________, пок__рмить-________, кр__кунья-________, зм__иный-________, к__лосья-________, кр__вавый-________, гл__застый-________, к__рневой-________, р__чной-________, с__рняк-________, с__рдечный-________, ск__листый-________.
№ 5. Вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова.
Зага__ка-____________, бере__ка-____________, гла__кий-____________, жира__-__________, выста__ка-____________, медве__ь-__________, подъез__-___________, ука__ка-__________, кру__ка-___________, сла__кий-___________, ро__кий-__________, кро__ь-__________, похо__ка-__________, лё__кий-__________, ни__кий-__________.
№ 6. Вставь пропущенные буквы, подчеркни те, которые не являются словарными.
Д__ректор, пч__линый, п__н__дельник, п__нал, в__с__л__, сл__вечко, м__л__к__, зм__я, сне__ки, д__журный, ф__мил__я, д__ревня, М__сква, площа__ка, х__р__шо, ястре__, зд__ров__е, л__пата, к__нава, м__лина, сч__ст__е, под__ёмный, к__р__ндаш, с__лёный.
№ 7. Приставки выдели, предлоги подчеркни.
(До) шёл (до) дома, (по) бежал (по) полянке, (из) влёк (из) избушки, (от) тянул (от) пропасти, (на) гвоздь (на) ехал, (про) читал (про) лётчиков, (за) собой (за) крывай, (с) тянул (с) верёвки, (в) ходил (в) метро, (по) сторонам (по) смотрел, (за) гадал (за) гадку, (по) тушил (по) жар, (над) строить (над) домом, (по) дарил (по) дарок.
№ 8. Подчеркни имена собственные.
СТРАНА РОССИЯ, ГОРОД МОСКВА, РЕКА ВОЛГА, ОЗЕРО БАЙКАЛ, УЛИЦА ПОПОВА, ПРОСПЕКТ МИРА, АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ ПЕТРОВ, КОТЁНОК ПУШОК, КОЗА РОЗКА, ДЕВОЧКИ ПОДРУЖКИ, СОБАКА ЖУЧКА, ЛЮБИМЫЙ ДЕДУШКА, АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН, МАТЕРИК АФРИКА, ПЛАНЕТА ЮПИТЕР, УЧЕНИК ВАСЯ ТРАВКИН, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.
№ 9. Определи предложения по цели высказывания и интонации.
Наступила долгожданная весна! ___________________________________________
А в лесу уже цветут ландыши? ____________________________________________
Все выходите на улицу дышать свежим воздухом! ___________________________
После зимней спячки проснулся медведь. ___________________________________
Алиса, помой посуду. ____________________________________________________
Витя не пошёл в школу?! _________________________________________________
№ 10. Сделай синтаксический разбор предложений.
Лесная тропинка быстро убегала в дремучий лес.
На зелёной траве весело блестит золотой лучик. (__________________________________)
№ 11. Допиши прилагательные, определи род.
Красн___ флажок (___), вечерн___ платье (___), зелён___ трава (___), стар___ дом (___), лёгк___ музыка (___), свеж___ кекс (___), звонк__ капель (___), вечерн__ звезда (___), верн___ друг (___), вкусн__ молоко (___), син__ море (___), хищн__ животное (___), грозов__ туча (___), летн__ время (___), прозрачн__ стекло (___).
№ 12. Запиши словосочетания во множественном числе, выдели окончания у прилагательных и существительных.
Золотое кольцо-__________________________, чистая река-_________________________,
высокий дуб-_________________________, спелая ягода-___________________________,
сильный ветер-________________________, широкое поле-_________________________,
соседний двор-_______________________, рыжая кошка-___________________________.
№ 13. Определи число и время глаголов.
Плачу-________, прибежали-__________, будут искать-__________, звонят-__________, спасли-__________, зажигает-__________, будет рисовать-__________, споём-__________, крякает-__________,нападают-__________, прилетела-__________, перескажет-__________, польют-__________, лежит-__________, придумаем-__________.
№ 14. Подбери синонимы.
Плакать-____________, смеяться-____________, есть-____________, говорить-____________, работать-____________, бояться-____________, беречь-____________, бить-____________, лгать-____________
№ 15. Подбери антонимы.
Беднеть-____________, включать-____________, грустить-____________, кончать-____________, молодеть-____________, найти-____________, покупать-____________, толстеть-____________.
№ 16. Подбери однокоренные слова разных частей речи, выдели корень.
№ 17. Разбери слова по составу.
Гнёздышко, котик, наземный, загородный, подводник, бабушка, почтовый, позолота, крикливый, горка, вечерок, звёздочка, дворовое.
№ 18. Отгадай слова.
газинма-_________, зяйстхово-__________, норчета-_________, пикажэ-________, коялоб-________, тонарикви-__________, лаениже-___________, пьюретмок-__________.
№ 19. Составь предложения.
на, сосновые, весенний, капельки, прозрачные, дождик, иголки, подвесил
голубом, вершинами, высоко, светит, в, солнечный, над, луч, сосен, небе
чащи, весело, говорливый, из, леса, ручеёк, дремучей, бежит
№ 20. Продолжи текст.
Ранним весенним утром Вася отправился в лес на прогулку. Он шёл по узенькой тропинке. Вдруг мальчик услышал странный шум. Но Вася не испугался. На большой лесной поляне он неожиданно увидел …
Класс: 2
- научить распознавать предложения по их признакам и оформлять их в письменной речи;
- формировать умение строить предложения;
- предупреждать ошибки в нарушении границ предложения;
- учиться оценивать друг друга, сотрудничать друг с другом, учителем;
- развивать речь, коммуникативные качества личности;
- воспитывать уважение друг к другу, толерантность.
Оборудование: тетрадь, конверты с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Мотивация деятельности (1 минута).
- мотивировать школьников на изучение темы «Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление»;
- создание проблемной ситуации;
- выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы.
Познавательные умения: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для установления учебной проблемы.
— Аня и Ваня получили странное приглашение:
«Ктототам. Начало концерта в 10 часов утро. Приглашаю вас и все ребята. Концерт состоится 25 май. В наша школа состоится веселый концерт «Здравствуй, лето?» Жду?»
— Вам понятно, от кого пришло приглашение? (Нет.)
— Что в нем перепутано? (Предложения поменялись местами. Ошибки в знаках препинания. Ошибки в словах.)
— Какие знания необходимо иметь, чтобы грамотно написать приглашение? (Необходимо дополнить уже имеющиеся знания новыми.)
II. Актуализация знаний (1 минута).
Цель: активизировать знания о предложении, об интонации, таким образом подвести детей к постановке учебной проблемы.
Регулятивные умения: обеспечение организации проверки имеющихся знаний.
— Как мы выражаем свои мысли и чувства? (С помощью предложений.)
— Предложения мы всегда произносим с какой-то интонацией. Что такое интонация? Что означает это научное слово? (Работа голоса, его усиление, повышение и понижение.)
-Что мы показываем с помощью интонации? (Что мысль закончена.)
III. Постановка учебной проблемы (3 минуты).
Цель: стимулировать осознанное желание самостоятельно поставить учебную задачу.
- извлекать нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, опытом;
- выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение.
— Посмотрите на доску. Прочитайте. (Дети читают про себя.)
- С севера дует резкий ветер с деревьев падают золотые листья днем и ночью идет дождь в небе раздается грустный крик журавлей.
Читайте также: Почему компьютер не видит проектор
— Можно ли эту группу слов назвать текстом? (Нет.)
— Почему? (Нет предложений.)
— Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Делить речь (текст) на предложения.)
— Может, кто-то догадался, какая тема нашего урока? (Деление речи на предложения.)
— Да. Мы будем учиться распознавать предложения по их признакам и оформлять их в письменной речи.
IV. Учебно-познавательная деятельность (35 минут).
- учить школьников различать слово и предложение;
- находить границы предложения; анализировать предложения;
- учить выполнять учебные задания в паре и группе;
- согласовывать позиции и находить общее решение;
- выполнять самопроверку и взаимопроверку.
- определять количество слов в предложении;
- определять количество предложений в тексте;
- определять предложения по интонации и обосновывать свое суждение;
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- высказывать предположения.
- использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;
- формулировать собственное мнение;
- строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;
- согласовывать позиции и находить общее мнение.
- осознать ценность родного языка и его значимость для общения;
- выражать положительное отношение к процессу познания;
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- контролировать процесс выполнения учебного задания.
1. Устная работа с текстом (6 минут).
— Послушайте текст, сосчитайте, сколько в нем предложений. Как вы узнаете границы предложения? (Понижение голоса в конце предложения.)
- Осень. Давно исчезли стрижи. Они всегда отправляются в путь первыми. Последними улетают грачи и утки.
— Сколько предложений в этом тексте? (Четыре.)
— Куда птицы улетают осенью? (На юг.)
— Зачем птицы улетают осенью на юг? (Здесь становится холодно и голодно.)
— Как называются такие птицы? (Перелетные.)
— Все ли птицы улетают в теплые края? (Нет.)
— Что должны делать люди, чтобы зимующие птицы смогли выжить во время холодов? (Подкармливать их.)
— Послушайте текст еще раз и скажите, сколько слов в 1 предложении. (Одно.)
— А как доказать, что здесь одно слово – предложение? (Произносим предложение с интонацией и понимаем мысль, которая им выражена.)
— Можно было бы сказать и двумя словами, например: Стоит осень. Наступила осень. Но первое слово ничего к мысли не добавляет, поэтому его говорить не обязательно. Предложения из одного слова довольно часто используются в речи.
— Любое слово может быть предложением? (Нет, только то, которое выражает законченную мысль.)
2. Работа в парах (10 минут).
— У вас на партах лежат две карточки №1. Одну берет одна пара, другую – вторая пара. Вам нужно выполнить задание, пользуясь карточкой-помогайкой.
(Дети выполняют задания, пользуясь памяткой-алгоритмом.)
- Прочитайте.
- Зачеркните слова, которые не являются предложением.
- Запишите оставшиеся предложения, диктуя слова по слогам.
- Проверьте написанные предложения.
1 пара: Расцвела сирень. Солнечный. Дети гуляют в парке. Полезный. Аккуратный. Красивое. Вы ходили в поход? Пахнет. Интересный. Как тихо кругом!
2 пара: Птицы летят быстро. Погода была жаркая. Красивый. Лисий хвост пушистый. Зимний. Теплый. Кто не спрятался? Красное.
— Поменяйтесь тетрадями и проверьте написанные предложения друг у друга. Докажите, что вы написали предложения. (Предложения выражают законченную мысль.)
— Какие слова вы зачеркнули? Почему они не являются предложением? (Не выражают законченную мысль.)
3. Игра «Угадай знак» (10 минут).
(Работа в группах.)
— Как вы думаете, зачем мы говорим друг другу предложения? (Чтобы понимать друг друга.)
— Каждое предложение мы говорим с какой-то целью. Поэтому и интонация предложения бывает разная. А это значит и разные ставятся знаки в конце предложения. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай знак».
Достаньте из конверта №2 карточку и карточку-помогайку. Выполните задания.
- Прочитайте.
- Определите границы предложений.
- Поставьте знаки препинания в конце каждого предложения.
- Замените строчные буквы заглавными.
- При проверке покажите карточку с нужным знаком.
(Дети выполняют задание, пользуясь памяткой-алгоритмом.)
1 группа. Ты любишь раннее весеннее утро легкий ветерок шелестит в молодой листве.
2 группа. Проснулись и защебетали птицы ты чувствуешь радость наступающего дня.
3 группа. Как прекрасно все вокруг рано утром кричит петух.
4 группа. Почему идет дождь какой сильный дождь.
5 группа. Кот ловит мышей прячьтесь, мышки.
6 группа. Любишь ли ты лето как красиво в лесу летом.
7 группа. Где спит белка у нее есть дупло.
— Прочитайте предложения и покажите нужный знак. Почему вы показали ? ! . (В предложении содержится вопрос; произносится с сильным чувством; сообщается о чем-то.)
Физкультурная минутка (1 минута).
4. Работа в группах (5 минут).
- Прочитайте.
- Определите границы предложений.
- Поставьте знаки препинания в конце каждого предложения.
- Замените, где нужно, строчные буквы заглавными.
- Закончите текст восклицательным или вопросительным предложением.
- Собака – это радость и забота её надо кормить, выводить на прогулку, обучать тогда она становится другом.
— Проверяем. Сколько предложений поучилось в тексте? (Три.)
— Каким предложением вы закончили текст? Почему выбрали это предложение? (Дети объясняют свой выбор.)
— Что же выражает предложение? (Вывод: предложение заключает законченную мысль.)
5. Самостоятельная работа (3 минуты).
— Откройте тетради. Упражнение 196. Найдите границу предложения и поставьте нужный знак препинания. Покажите начало предложения правильной буквой.
- Все живое потихоньку готовится к холодам медведи и барсуки запасают побольше жира лисы, зайцы и белки меняют летние шубы на зимние.
— Сколько предложений у вас получилось? (Три.)
— Прочитайте каждое предложение с интонацией конца мысли.
— Кто не сделал ни одной ошибки?
V. Итог урока (4 минуты).
Цель: научить соотносить результат с поставленной целью.
— Чему вы научились сегодня на уроке? (Делить речь на предложения.)
VI. Рефлексия (1 минута).
Цель: оценить результат своей деятельности с поставленной учебной задачей.
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- мотивировать свои действия;
- проявлять творческий интерес к процессу создания макета солнца.
— Оцените свою работу на уроке. Подарите свой лучик солнышку.
(Солнце на доске без лучей. Дети прикрепляют к макету солнца лучи.)
— Если было на уроке все понятно, вы справились со всеми заданиями самостоятельно, прикрепите длинный лучик. Если затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно – короткий лучик.